Войны и конфликты

Забытая война (1)

В начале 1980-х гг. Иран и Ирак с редким ожесточением громили друг друга
В последнее время много говорится о гипотетическом военном решении "иранского вопроса". В этой связи представляет особый интерес ирано-иракская война 1980-х гг., которая до определенной степени может ответить на вопрос, как будет вести себя Тегеран в случае очередного военного конфликта. Но война между Ираном и Ираком осталась в тени последующих битви сражений на Ближнем и Среднем Востоке. С распадом Советского Союза, последовавшим вскоре после завершения боевых действий между Багдадом и Тегераном, интерес к этой войне был надолго утрачен и в новой России. Смута и внутренние конфликты 1990-х гг. явно не располагали к изучению опыта боев между Багдадом и Тегераном. "ВКО" в меру возможного попытается восполнить этот пробел. Для начала вниманию читателей предлагается анализ военных действий в течение первых двух лет ведения военных действий.

Ирано-иракский конфликт, начавшийся 22 сентября 1980 г., был подготовлен всем ходом развития сложных и противоречивых отношений между Ираком и Ираном. Они характеризовались в тот период наличием острых межгосударственных противоречий, взаимного недоверия и враждебности. С момента прихода к власти в Ираке в 1968 г. баасистов, кризисные явления в отношениях между двумя странами неоднократно приводили к вооруженным столкновениям на ирано-иракской границе и ставили Ирак и Иран на грань войны. Шахским Ираном Ирак рассматривался в качестве главного противника в регионе.

Со свержением шахского режима характер ирано-иракских отношений не изменился. Противоречия между двумя странами еще более обострились, что в итоге привело к военному столкновению между ними.

Активные и широкомасштабные боевые действия на границе были начаты иракской стороной. Однако не меньшую роль в развязывании вооруженного конфликта между Ираком и Ираном сыграло и само иранское духовенство во главе с аятоллой Хомейни. Своими подрывными действиями против иракского режима тегеранские муллы фактически спровоцировали Багдад на военную акцию.

Следует отметить и подстрекательские действия западных, в первую очередь американских, спецслужб, которые посредством специально подобранной дезинформации подталкивали иракское руководство к прямой военной конфронтации с Ираном.

За первые два года ирано-иракский вооруженный конфликт прошел несколько стадий и в целом носил основные черты войны с решительными военно-политическими целями – нанесение полного военного поражения противнику и свержение противостоящего режима. Боевые действия приобрели широкомасштабный и бескомпромиссный характера. Они велись на фронте 650 км. Боевому воздействию подвергались не только войска противостоящих группировок, но и находящиеся на сравнительно большом удалении от линии фронта военные и военно-экономические объекты и административно-политические центры. Потери в течение только первых двух лет конфликта достигли значительных размеров – число только убитых с обеих сторон составило около 175 тыс. чел. Из строя было выведено более 3100 танков, 1800 орудий, 300 боевых самолетов.

Постепенное расширение масштабов конфликта и превращение его в затяжную войну на истощение оказали заметное воздействие на состояние вооруженных сил сторон, содержание, формы и способы вооруженной борьбы. В ходе конфликта в полной мере проявились военные возможности воющих сторон, их сильные и слабые стороны, По своим масштабам, напряжению и возможным последствиям конфликт превратился в важное военно-политическое событие, выходящее за рамки двусторонних отношений. Он оказывал существенное воздействие не только на обстановку в Ираке и Иране, но и на военно-политическую обстановку на Ближнем и Среднем Востоке в целом. От его хода и исхода во многом зависели прочность позиций правящих иракского и иранского режимов, состояние межарабских отношений, а также возможность вовлечения в конфликт других стран.

Ирано-иракские противоречия

В основе противоречий между Ираком и Ираном лежали территориальные разногласия, а также политическое и военное соперничество между ними за лидерство в зоне Персидского залива. После прихода в 1979 г. к власти в Иране мусульманского шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни отрицательное воздействие на состояние отношений между двумя странами начал также оказывать религиозный фактор. В частности, иранское духовенство пыталось свергнуть правящий баасистский режим в Ираке путем экспорта в эту страну так называемой исламской революции. В дальнейшем предусматривалось создать в Ираке исламскую республику по иранскому образцу. Территориальные разногласия между Ираком и Ираном уходят корнями в далекое прошлое. Они состоят в неурегулированности вопросов начертания линии границы между двумя странами, особенно на пограничном участке реки Шатт-эль-Араб (персидское название реки – Арвандруд). В свою очередь, это обусловливало наличие спорных территорий и других сопутствующих территориальному спору проблем. К таковым можно отнести распределение вод пограничных рек, порядок регулирования выпаса скота в приграничной зоне, разграничение прибрежного шельфа, регулирование потоков паломников к святым местам мусульман в Ираке и Иране, проблему депортированных в разное время из Ирака до 70 тыс. иранцев и др.

Нынешняя территория Ирака в прошлом на протяжении почти четырехсот лет входила в состав Османской турецкой империи. Пограничная зона между империей и Ираном была заселена воинственными кочевыми племенами курдов, не признававшими ни султанской, ни шахской власти. Набеги курдов осуществлялись как на турецкую, так и на иранскую территорию, поскольку четкой фиксации линии прохождения границы не было. Пограничные конфликты продолжались практически в перманентном режиме.

В 1847 г. под нажимом и при посредничестве Великобритании и России Иран и Турция подписали новый договор, согласно которому линия границы между двумя странами на пограничном отрезке реки Шатт-эль-Араб устанавливалась по линии нижнего уровня воды по восточному (иранскому) берегу реки.

В качестве компенсации за согласие Ирана на такое прохождение линии границы за ним был закреплен город и порт Хорремшехр (арабское название – Махаммара), граница в районе которого устанавливалась по линии тальвега реки (т.е. линии, соединяющей самые низкие точки речной долины). Что касается сухопутной границы, то она по-прежнему была только описана, но оставалась недемаркированной.

В ноябре 1913 г. в Константинополе снова при посредничестве Великобритании и России был подписан турецко-иранский протокол по пограничным вопросам, в основу которого было положено содержание договора 1847 г. В соответствии с этим протоколом смешанная турецко-иранская комиссия в 1914 г. произвела демаркацию границы на всем ее протяжении.

В 1932 г. после получения Ираком независимости и выделения его из состава бывшей Османской империи Иран поднял вопрос о неравноправности заключенных им ранее с турками договоров и потребовал для себя равных прав на использование реки Шатт-эль-Араб.

В 1934 г. претензии Ирана рассматривались в Лиге Наций. При посредничестве этой организаций и под нажимом Великобритании, имевшей большие интересы в Ираке, 4 июля 1937 г. в Тегеране был подписан ирано-иракский договор о границе и протокол к договору. Иран и Ирак согласились считать действующими положения о границе, содержащиеся в протоколах 1913 и 1914 гг., с небольшим изменением начертания линии границы в районе города Абадана в пользу Ирана: граница здесь на протяжении 7 км была отодвинута до линии тальвега реки.


Боевые действия с ожесточением велись и на территории населенных пунктов. На снимке - так выглядит сверху типичный иракский город.
Фото: U.S. DEPARTMENT OF DEFENSE

Договор 1937 г. давал Ираку ряд преимуществ. К ним относились: исключительные права на определение порядка судоходства по реке Шатт-эль-Араб, право на взимание пошлины с проходящих судов третьих стран и получение других прибылей от эксплуатации реки, прерогативу регламентации прохода военных судов, тогда как у Ирана единственным выходом к открытому морю являлся Шатт-эль-Араб.

После второй мировой войны в Ираке и Иране активизировалась деятельность международных нефтяных монополий. Резко возрос уровень добычи нефти, основные разведанные запасы которой находятся в районах, примыкающих к ирано-иракской границе. Значительно возросли также объемы вывоза нефти из Ирака и Ирана на внешние рынки и внешнеторговый оборот обеих стран. В этих условиях повысилось значение реки Шатт-эль-Араб, на которой размещался ряд важных портов и промышленных центров Ирака и Ирана.

Например, в Абадане бывшей англо-иранской нефтяной компанией был построен один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих комплексов (годовая мощность по переработке нефти – 37,5 млн. тонн), а через Хорремшехр шел основной поток грузов (до 75% в описываемый период), поступавших в Иран морским путем.

Однако и Ирак и Иран, входившие до 1958 г. в Багдадский пакт, воздерживались от возобновления территориального спора. Сдерживающее влияние в этом вопросе оказывали и международные нефтяные монополии, которые установили в послевоенный период фактически полный контроль над основными нефтеносными районами Ирака и Ирана.

Новый период обострения ирано-иракских отношений начался после свержения в 1958 г. в Ираке монархии и установления в этой стране республиканского строя. Бывший шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви увидел в политических изменениях, происшедших в Ираке, прямую угрозу для своего режима.

В этом его также активно убеждали США и Великобритания, которые к этому времени твердо обосновались в Иране, привязав его к себе прочными узами военной, экономической и политической зависимости. Ирак превратился для Ирана в главного противника в регионе. Вся политическая и военная деятельность шахского режима приобрела четко выраженную антииракскую направленность.

В частности, основная группировка иранских вооруженных сил (60% сухопутных войск и военно-воздушных сил, 100% военно-морских сил) была сосредоточена в западных, приграничных с Ираком, районах Ирана.

С конца 1950-х гг. на первый план в ирано-иракских отношениях вышли политические и идеологические противоречия. Они характеризовались активной подрывной деятельностью, включавшей ведение враждебной пропаганды, поддержку внутренней и внешней оппозиции правящим режимам, инспирирование антиправительственных выступлений национальных меньшинств, разжигание вражды на религиозной почве, организацию и проведение диверсионно-террористических акций в приграничной зоне, поддержание на границе обстановки военной напряженности и др.

На территории Ирака антишахской деятельностью занимались один из бывших начальников шахской службы безопасности САВАК Тимур Бахтияр, а также аятолла Хомейни, который был выслан из Ирана за организацию в 1963 г. антиправительственных выступлений. Хомейни провел в Ираке около 15 лет (с 1964 по 1978 г.) и был выслан из этой страны летом 1978 г. по требованию и под нажимом шаха Ирана.

На территории Ирака в 1974-1975 гг. очень активно функционировала антишахская радиостанция Народной партии Ирана "Голос патриотов родины". В Ираке в описываемый период действовали политические организации арабских сепаратистов Хузестана (Фронт освобождения Арабестана, Фронт освобождения Ахваза и др.), ставящие своей целью отторжение от Ирана провинции Хузестан и образование на ее территории самостоятельного государства.

Иран, в свою очередь, осуществлял против Ирака подрывные акции, наиболее значительной из которых являлась поддержка шахским режимом возглавлявшейся Мустафой Барзани вооруженной борьбы иракских курдов за автономию.

Наибольшую остроту ирано-иракские разногласия приобрели после 1968 г., когда к власти в Ираке пришел баасистский режим, который выступил с претензиями на лидерство в зоне Персидского залива и пошел на развитие политического и военного сотрудничества с Советским Союзом.

Иран, превратившись к тому времени в одного из активнейших участников военно-политического блока СЕНТО, взяв курс на развитие всестороннего военного сотрудничества с США и Великобританией и опираясь на их поддержку, решил усилить политическое и военное давление на Ирак.

При этом большую роль в принятии такого решения сыграло стремление самого Ирана играть роль доминирующей в экономическом и военном отношении страны в зоне Персидского залива. Иран вновь поставил вопрос о пересмотре границы между двумя странами и денонсировал договор 1937 г., что вызвало резкое обострение отношений между Тегераном и Багдадом.

В ответ на иранскую акцию Ирак предпринял ряд политических маневров, стремясь при этом заручиться поддержкой арабских стран. Когда Иран 31 декабря 1971 г. занял своими войсками три острова в Ормузском проливе (Большой Томб, Малый Томб, Абу-Муса), Ирак в своем стремлении восстановить против шахского режима арабские страны залива, пошел на разрыв дипломатических отношений с Тегераном и провел ряд военных демонстраций на границе.

Действия Ирака не получили ожидавшейся поддержки со стороны арабских стран Персидского залива, и он был вынужден в октябре 1973 г. под предлогом оказания военной поддержки Сирии и Иордании в войне против Израиля заявить о восстановлении дипломатических отношений с Ираном.

Однако ожидавшегося улучшения отношений между двумя странами не произошло. Более того, практически сразу же после окончания арабо-израильской войны 1973 г. на ирано-иракской границе создалась исключительно острая обстановка. Практически на всем протяжении границы происходили военные инциденты различного масштаба. В июле 1974 г. противоречия обострились до предела.

Стороны оказались практически на грани войны.

В этот период особый накал приобрело идеологическое противоборство сторон. Ирак под предлогом борьбы с иранской пятой колонной депортировал в Иран до 70 тыс. проживавших на иракской территории иранцев, отказав им при этом в компенсации материального ущерба. Иран, в свою очередь, оказывал широкую военную помощь курдским отрядам Мустафы Барзани, вплоть до посылки в Иракский Курдистан отдельных своих воинских подразделений.

Поддержка шахским режимом иракских курдов оказывала стабилизирующее воздействие на обстановку в Иранском Курдистане, что тоже имело важное значение для иранских правящих кругов.

В период с ноября 1973 по март 1975 г. на ирано-иракской границе были зарегистрированы сотни пограничных инцидентов.

В этой конфронтации стороны зашли в тупик. Ее продолжение начало противоречить их интересам. Это заставило их поначалу искать выход из создавшегося положения на путях политического урегулирования. В частности, Ирак стал отказываться от пересмотра пограничного договора 1937 г. и приостановил антишахскую пропаганду на Иран.

Последнее имело немаловажное значение для шаха, поскольку к этому времени Иран вступил в полосу резкого обострения внутренних социально-экономических и политических противоречий, приведших тремя годами позже к созданию в стране революционной ситуации и свержению шахского режима. В этих условиях целенаправленная антишахская пропаганда на Иран, проводившаяся с территории Ирака, была весьма эффективной.

В марте 1975 г. в Алжире при посредничестве покойного президента Х. Бумедьена состоялась встреча между бывшим шахом и заместителем председателя Совета революционного командования Ирака Саддамом Хусейном, в ходе которой было подписано соглашение об урегулировании ирано-иракских разногласий.

Ирак согласился на установление границы между двумя странами на реке Шатт-эль-Араб по линии тальвега и политическое урегулирование других спорных проблем. Иран прекратил поддержку отрядов Мустафы Барзани, вследствие чего сопротивление иракских курдов правительственным войскам резко ослабло.

Центральное правительство Ирака сумело довольно быстро установить свой контроль в курдских районах. Основная часть боевых отрядов курдских "пешмерга" во главе с Мустафой Барзани и его сыновьями перешла на территорию Ирана. Таким образом, ирано-иракское урегулирование в очередной раз было достигнуто за счет интересов курдов.

В 1975 г. при посредничестве Алжира Ирак и Иран подписали новый пограничный договор и ряд пограничных соглашений и протоколов. Была произведена редемаркация границы. Официально был провозглашен курс на развитие нормальных и всесторонних межгосударственных отношений и сотрудничества между двумя странами.

Компромиссное решение имевшихся противоречий на этом этапе в целом отвечало интересам обеих стран. Однако накапливавшиеся в течение многих лет проблемы в отношениях между Ираком и Ираном до конца так и не были решены. Обе стороны продолжали видеть друг в друге своего основного противника, сохранилось недоверие к конечным целям друг друга.

Революционные события 1978-1979 гг. в Иране обеспокоили руководство Ирака. Дело в том, что в Ираке до 60% населения – мусульмане-шииты. Это само по себе создавало предпосылки для экспорта исламской революции из Тегерана. Таким образом, опасения баасистского руководства были вполне обоснованными.

Практически сразу же после прихода к власти в феврале 1979 г. иранское духовенство во главе с Хомейни провозгласило лозунг экспорта "исламской революции" в соседние мусульманские страны, в первую очередь в Ирак и Афганистан, и провозглашения в них исламских республик. Решающую роль здесь сыграли панисламистские устремления Хомейни и его личные счеты с баасистским режимом, который в 1978 г. выслал нынешнего иранского лидера за пределы Ирака.

Большое значение имели также хорошее знание Хомейни обстановки в Ираке и его связи с иракской шиитской общиной, Хомейни и его окружение развернули активную пропагандистскую кампанию против режима баасистов, призывая иракских шиитов к свержению Саддама Хусейна.


Современная иракская армия. Снимок 2006 г.
Фото: U.S. DEPARTMENT OF DEFENSE

Под влиянием иранского духовенства в Ираке в городах Кербела и Неджеф произошли крупные волнения шиитов, которые были подавлены силами безопасности. При поддержке со стороны Ирана в Ираке активизировала антиправительственную деятельность сильная подпольная шиитская организация "Даава".

Иранское руководство вновь инспирировало вооруженные выступления иракских курдов против центральных властей Ирака, С этой целью на территорию Ирака были направлены вооруженные отряды бывших "пешмерга" во главе с Масудом и Идрисом Барзани.

Все эти действия привели к тому, что к марту 1980 г. ирано-иракские отношения вновь резко обострились, Возобновились вооруженные инциденты на границе. Обе стороны снова приступили к активной подрывной деятельности друг против друга. В этих условиях военно-политическое руководство Ирака с целью оказать давление на Иран и вынудить его к отказу от антииракской политики предприняло ряд политических и дипломатических шагов и приступило к непосредственной подготовке военной акции против Ирана.

Перед войной

Готовясь к развязыванию боевых действий против Ирана, иракское руководство осуществило ряд обеспечивающих политических и военных мероприятий.

С начала 1980 г. иракскими спецслужбами была развернута активная подрывная деятельность в Иранском Курдистане и в Хузестане. Для усиления неприязни к Ирану со стороны арабских стран Персидского залива иракское руководство в марте 1980 г. потребовало от иранского правительства освободить и передать Объединенным Арабским Эмиратам занятые Ираном в декабре 1971 г. три острова в Ормузском проливе (Абу-Муса, Большой Томб, Малый Томб).

С апреля по сентябрь на ирано-иракской границе участились пограничные инциденты. Иранское духовенство, в свою очередь, развернуло активную работу среда иракских шиитов, подталкивая их на выступления против баасистского режима. При поддержке со стороны Ирана возобновились антиправительственные действия курдских вооруженных отрядов на севере Ирака.

Параллельно с этим стороны осуществляли военные приготовления. Деятельность Ирака в этом плане была более целенаправленной. Что касается иранской стороны, то она считала, что Ирак не пойдет на развязывание широкого военного конфликта из-за опасений вызвать этим шагом серьезное недовольство среди своей шиитской общины.

К сентябрю 1980 г. Ирак осуществил ряд мероприятий мобилизационного характера, усилил противовоздушную оборону крупных промышленных и административных центров в приграничной зоне и портов. Соединения и части видов вооруженных сил и родов войск периодически приводились в повышенную и полную боевую готовность. Заранее были проработаны варианты рассредоточения авиации и корабельного состава, в том числе на территории дружественных стран.

В сентября 1980 г. иракское командование отдало своим войскам приказ на занятие спорных участков территории Зейн-аль-Каус, Сейф-Саад, Мусиан.

К 18 сентября иракские войска, не встретив серьезного сопротивления, в основном выполнили эту задачу. Параллельно в приграничной зоне продолжалось наращивание иракской группировки.

К 18 сентября Ирак сосредоточил в приграничной с Ираном полосе три бронетанковые, две мотопехотные и три горнопехотные дивизии (более 60% своих сухопутных войск, 140 тыс. чел., 1300 танков, 1700 орудий полевой артиллерии и минометов, 760 противотанковых средств.

Эту группировку поддерживали ВВС Ирака практически в полном их составе.

Со стороны Ирана Ираку противостояли две бронетанковые, две пехотные дивизии, отдельная пехотная бригада и отряды корпуса стражей исламской революции – около 40% боевого состава сухопутных войск, 70 тыс. чел., 620 танков, 710 орудий полевой артиллерии и минометов, 610 противотанковых средств.

В целом в приграничной зоне Ирак превосходил Иран: по дивизиям – в 2 раза, по личному составу – в 2 раза, по танкам – в 2 раза, по орудиям полевой артиллерии и минометам – в 2,4 раза.

Фактическое превосходство Ирака в боевой технике и вооружении было более значительным, так как часть штатного вооружения иранских войск (до 40%) была небоеготова по техническим причинам. Кроме того, дислоцировавшиеся в приграничной полосе 28-я и 64-я пд Ирана были задействованы для борьбы с курдами, Первоначальный успех в занятии спорных участков территории и отсутствие негативной реакции со стороны большинства арабских и западных стран привел к ужесточению требований к Ирану.

18.9.80 г. Совет революционного командования Ирака принял решение о денонсации ирано-иракского пограничного договора 1975 г., и в ультимативной форме потребовал от Ирана отказаться от восьми островов на р. Шатт-эль-Араб, ликвидировать военно-морские базы и пункты базирования иранских ВМС в Хорремшехр, Абадан и Хосроабад.

Продолжение следует

Опубликовано 5 мая в выпуске № 6 от 2006 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?