Войны и конфликты

«Воздушные линкоры» под ракетным огнем

В Северном Вьетнаме и американские бомбардировщики В-52, и советские ЗРК С-75 выдержали суровый боевой экзамен

В минувшем году "ВКО" уделил немало внимания боям в небе над Северным Вьетнамом в декабре 1972 г. (см. №№ 1, 2, 4 и 6 за 2004 г.). Однако, думается, это вполне понятно - ведь та одиннадцатидневная кампания явилась одним из крупнейших сражений между силами воздушного нападения и ПВО во второй половине XX столетия. И все же многие детали и подробности проведенной авиацией США операции "Лайнбэкер-2" остались вне поля зрения авторов предыдущих статей. Некоторые пробелы призвана восполнить данная публикация, подготовленная на основе материалов американской печати.

Одни бомбардировщики только вернулись с боевого задания, другие взлетают - примерно так выглядела авиабаза Андерсен 19 декабря 1972 г. US Air Force18 ДЕКАБРЯ 1972 г., авиационная база ВВС США Андерсен (о. Гуам). В течение одного часа и сорока трех минут и воздух, и небо, и земля здесь содрогались от рева реактивных двигателей: один за другим взлетали 87 огромных стратегических бомбардировщиков В-52 "Стратофортресс". Машины, занимая определенное им место в боевом строю, направились в сторону Северного Вьетнама. Позже к ним присоединились 42 таких же воздушных "линкора" с аэродрома У-Тапао в Таиланде.

Самая большая со времен Второй мировой войны авиационная формация (по западной терминологии) должна была обрушить смертоносный груз на аэродромы Хоа Лак, Ken и Фук Йен, на авторемонтный завод в Кинх Но, железнодорожную станцию Йен Вьен и железнодорожный ремонтный завод в Ханое, на радиовещательный центр, также расположенный в столице Демократической Республики Вьетнам. Каждый B-52D, стартовавший с таиландской территории, нес 108 750-фунтовых (340-килограммовых) бомб. На В-52D с Гуама было по 66 таких же боеприпасов, на B-52G - по 27.

На намеченные цели вышли все три волны "Стратофортрессов". Только летевшие в первой "Вода" 02 и "Красный" 03 (оба - B-52G; существительным или прилагательным в ВВС США обозначали группу из трех бомбардировщиков, цифра - номер машины в этой группе), как весьма туманно говорится в одном из американских источников, "имели проблемы, которые воспрепятствовали им бомбардировать позиции зенитной артиллерии". Однако остальные 127 машин ждала очень "теплая" встреча...

РАНДЕВУ СО СМЕРТЬЮ

Первая волна состояла из 48 "Стратофортрессов" (21 с У-Тапао и 27 с Андерсена). 12 B-52D и 15 B-52G из этой волны оказались над намеченными объектами в 19.45 по ханойскому времени. Так, группа "Снег" сбросила 324 свои бомбы на взлетно-посадочную полосу аэродрома Хао Лак на юго-западной окраине Ханоя. Отличился в тот вечер и хвостовой стрелок "Коричневого" 03 Самуэль Тернер: он отмечен в летописи "Стратофортрессов" первым сбитым истребителем противника (сержант поразил из 20-мм пушки МиГ-21).

Но в 20.03 близ B-52D из группы "Сирень" 03 (бортовой номер 6768, авиабаза Андерсен), готовившегося через пятнадцать секунд отбомбиться по авторемонтному заводу, разорвалась зенитная управляемая ракета ЗРК СА-75М. Бомбардировщик был поврежден осколками боевой части ЗУР. Однако машине удалось благополучно дотянуть до Таиланда и приземлиться на авиабазе У-Тапао (хотя из имеющихся американских материалов не понятно, куда экипаж вывалил свои 750-фунтовки).

Несколько минут спустя был сбит "Древесный уголь" 01 (B-52G, бортовой номер 8201), летевший на высоте 34 000 футов: боевые части двух ракет В-750 подорвались еще до сброса бомб по обьекту - железнодорожной станции Йен Виен. Меньше чем через минуту "Стратофортресс" сорвался в пике и рухнул на землю в Ким Анх, провинция Виен Фу. Трое из шести членов экипажа этого самолета успешно покинули машину, но были схвачены северовьетнамцами. Они стали первыми военнопленными Стратегического авиационного командования США. Уничтоженный воздушный "линкор" записал на свой счет 59-й зенитный ракетный дивизион Вьетнамской народной армии. Груда обломков "Древесного угля" 01 является сегодня экспонатом в Центральном музее ВНА в Ханое.

Вторая волна была составлена из 30 B-52D и G с авиабазы Андерсен. В полночь по местному времени они должны были начать бомбардировку тех же целей, что и "Стратофортрессы" первой волны. Идущий на высоте 38 500 футов "Персик" 02 (B-52G, бортовой номер 8246) отбомбился и уже начал постцелевой разворот, когда слева от самолета подорвалась ЗУР В-750. Осколки сорвали часть законцовки крыла и повредили крыльевой топливный бак. Два двигателя "Стратофортресса" были буквально разворочены. Машина загорелась. Однако командир воздушного корабля оказался в состоянии некоторое время удерживать "крепость" на курсе, а затем вывести самолет из зоны огня ПВО и довести до Таиланда. Семь членов экипажа покинули машину с парашютами в районе военно-морской базы Нам Фонг. В течение двадцати минут все пилоты были подобраны подразделениями поисково-спасательных служб, доставлены в У-Тапао и на следующий день переправлены на Гуам.

В то время как экипаж "Персика" 02 покидал горящую машину, к объектам удара приближалась третья волна "Стратофортрессов" (51 B-52D и G). Двадцать один из них (все - из Таиланда) должны были атаковать радиоцентр Ханоя.

Бомбардировщик "Роза" 01 (бортовой номер 6608) в 02.46 по таиландскому времени оторвался от взлетно-посадочной полосы в У-Тапао. В 4.56 уже по ханойскому времени самолет сбросил 108 750-фунтовок на столицу ДРВ. И он, и другие огромные тихоходные "Стратофортрессы" шли как на параде и представляли собой отличную цель для ракетчиков. Между тем эти B-52D находились в зонах огня одиннадцати дивизионов СА-75М. Многочисленные ЗРК открыли огонь по американцам...

...Хвостовые стрелки воздушных "линкоров", обладая хорошим обзором задней полусферы, наблюдали траектории полета зенитных ракет, особенно когда они пробивали плотные слои облаков. Одна ЗУР прошла между инверсионным следом двигателей правого крыла и хвостом "Розы" 01. Едва стрелок успел сказать по переговорному устройству командиру корабля, что "это достаточно близко...", боевая часть другой ракеты из той же очереди взорвалась с левой стороны бомбардировщика, начавшего постцелевой поворот.

Осколки ЗУР вывели из строя практически все внутренние коммуникации "Стратофортресса", проделали многочисленные отверстия в фюзеляже. Некоторые были такой величины, что штурман мог наблюдать бомбодержатели под левым крылом. В пилотской кабине вспыхнул огонь. "Роза" 01 так и не вышла из постцелевого разворота. Авиаторы покинули злополучный самолет. Он упал приблизительно в 9 км к юго-западу от Ханоя в деревне Оаи Тхань, провинция Хай Тай. Четверо из шести членов экипажа были пленены еще до восхода солнца. Обломки самолета уже в декабре 1972 г. демонстрировались в Музее ВВС ВНА в Ханое...

В январе 1996 г. американские поисковые организации и их вьетнамские коллеги на месте падения "Розы" 01 откопали останки сержанта Чарли Пула, хвостового стрелка. Впоследствии они были подвергнуты исследованию в Центральной лаборатории идентификации на авиабазе Хикам (Гавайские острова).

... А "Стратофортресс" "Радуга" 01 (В-52D, бортовой номер 6583) был поврежден ЗУР на высоте 34 000 футов, как только приблизился к назначенной цели - железнодорожному ремонтному заводу в Ханое. Маршрут полета этого самолета проходил в пределах зон огня шести ЗРК СА-75М. Однако бомбардировщик дотянул до У-Тапао, где и благополучно приземлился.

ВТОРАЯ НОЧЬ

Список целей, отобранных для "Стра-тофортрессов" на сей раз, вновь включал авторемонтный завод в Кинх Но, радиовещательный центр Ханоя, железнодорожную станцию Йен Вьен, а также два новых объекта - пункт перегрузки в Бак Джианг и ГРЭС в Тхай Нгуен (55 км к северу от Ханоя). Американские воздушные "линкоры" атаковали тремя волнами: 21, 36 и 36 бомбардировщиков соответственно. Как и накануне, все эти формации строились в группы по три самолета. Они были отделены друг от друга по высоте на 500 футов и следовали за самолетом-лидером на расстоянии в одну милю. Интервал между второй и третьей машинами в группе также равнялся примерно одной миле.

Первая волна состояла из 12 B-52D и 9 B-52G с авиабазы Андерсен. После 15-ти с половиной часов полета в 20.10 по ханойскому времени они вышли на авторемонтный завод в Кинх Но - град из 340-кг бомб сыпался на объект двенадцать минут. В ответ с земли к американским самолетам устремились десятки ЗУР (как утверждали экипажи В-52, по ним было выпущено около 60 зенитных ракет), но ни одна не поразила американские машины.

Вторая волна, которой предстояло обрушиться на грузовой терминал Бак Джианг и ханойский радиоцентр, включала 36 воздушных "линкоров": 21 В-52G - с Гуама и 15 B-52D - из Таиланда. Согласно плану удара они встретились на подступах к столице Северного Вьетнама.

Начиная с 23.50 по ханойскому времени, бомбы практически непрерывно падали на обе намеченные цели в течение двадцати пяти минут. ПВО при этом не бездействовало: пилоты B-52D группы "Дым" сообщили о семи запущенных ЗУР. Экипажи машин из двух следовавших за "Дымом" групп наблюдали запуск не менее 25 ЗУР. Между тем ведущая тройка "Слоновая кость" (B-52D, авиабаза У-Тапао), бомбившая радиоцентр Ханоя, в ходе выполнения боевой задачи очутилась в зонах огня сразу девяти зрдн СА-75М...

...Небольшое отступление. Командование американской авиации из опыта рейдов на Северный Вьетнам истребителей-бомбардировщиков уже знало, что обычно поражение огнем ЗУР происходит приблизительно в 15-18 км от стартовых позиций зрдн. Поэтому экипажи В-52 получили указание именно в данный момент на полную мощность использовать аппаратуру РЭБ, предназначенную для противодействия СНР-75, и стараться не нарушать строя формации.

Авиабаза Андерсен, февраль 2005 г. Шесть бомбардировщиков В-52 с авиабазы Майнот (Северная Дакота) произвели посадку и заруливают на стоянки. US Air ForceСамолеты "Слоновой кости" перед заходом на цель и на боевом курсе выдержали целостность своей группы. Экипажи зафиксировали пуск по ним от 25 до 40 ЗУР во время бомбометания. Приблизительно через 10 секунд после сброса на высоте 35 тыс. футов всех 108 имевшихся на борту 340-кг бомб ведущий B-52D ("Слоновая кость" 01, бортовой номер 6592) начал острый постцелевой разворот. Этот маневр создал наилучшие условия для обнаружения воздушного "линкора" и захвата его на сопровождение ЗРК, поскольку при развороте ЭПР В-52 была наибольшей. Никто на борту "Слоновой кости" 01 из-за крутого угла поворота машины так и не увидел приближающейся ракеты. Боевая часть ЗУР подорвалась приблизительно в 50-100 футах от хвоста бомбардировщика. Это сразу вызвало сбой в работе двигательной установки. Внутрисамолетные коммуникации также получили многочисленные повреждения. Но едва только В-52 вышел из виража, примчалась еще одна ракета. На сей раз подрыв боевой часта ЗУР произошел выше машины и особого вреда ей не причинил. В-52 "Слоновая кость" 01 дотянул до базы Нам Фонг в Таиланде, где и благополучно приземлился.

Три B-52G, летевшие позади "Слоновой кости", входили в группу "Орешник". Два из них были оснащены устаревшей аппаратурой РЭБ. Группа направлялась к радиоцентру приблизительно в 9 милях левее ранее установленного ей маршрута.

Примерно в 13 милях от точки сброса бомб "Орешник" 03, бортовой номер 8254, на высоте 34 тыс. 500 футов был поражен ЗУР В-750. Очевидно, это было связано с тем, что самолет нарушил целостность строя бомбардировщиков, отклонившись от курса на подлете к объекту удара, а также с недостаточными по мощности активными шумовыми помехами, которые могли генерировать передатчики на В-52 этой группы. В результате боевые расчеты СА-75М получили возможность выделить бомбардировщик на фоне помех и обстрелять его.

Помимо всего прочего, "Орешники" находились в пределах зон огня сразу нескольких зенитных ракетных дивизионов СА-75М. Этот фактор существенно увеличивал угрозу поражения воздушных "линкоров". Необходимо отметить: "Орешник" 03 оказался единственным В-52 модификации G, близ которого во вторую ночь операции "Лайнбэкер-2" подорвалась ЗУР В-750. Причем повреждения не оказались смертельными.

Между тем приближалась третья волна "Стратофортрессов": 15 B-52D и 6 B-52G с авиабазы Андерсен, 15 B-52D с У-Тапао.

Девять B-52D, стартовавших на Гуаме, предназначались для нанесения удара по железнодорожной станции Йен Виен на восточном берегу Хонгха (Красной реки). На этот объект уже было сброшено 1116 бомб накануне. Однако группы "Стеганое одеяло", "Кирпич" и "Алая" добавили к ним еще 594 750-фунтовок, на что им потребовалось около восьми минут. Экипажи пуски ЗУР не заметили.

Когда на Йен Виен гремели последние взрывы, 27 В-52 приготовились к бомбардировке ГРЭС Тхай Нгуен, располагавшейся в З1 миле к северу от Ханоя. Здесь только один экипаж наблюдал запуск ЗУР. Позднее летчики B-52D "Краска" 02 с У-Тапао засекли четыре вспышки от стартов зенитных ракет. Однако подрывов боевых частей никем не отмечалось. Только на базе в корпусе и крыльях бомбардировщика В-52 "Радуга" 01 обнаружили 30-35 отверстий от осколков БЧ В-750.

Американские пилоты 19 декабря зафиксировали в общей сложности 182 пуска ЗУР. Но только два В-52 получили повреждения, и ни один не был сбит, что придало неоправданный оптимизм руководителям операции "Лайнбэкер-2". Они приняли решение 20 декабря использовать те же маршруты и боевые порядки, что и в первые две ночи налетов. Это обернулось для "Стратофортрессов" настоящей трагедией: ракетами СА-75М были сбиты четыре B-52G и два B-52D; еще один B-52D с серьезно поврежденным осколками боевой части ЗУР правым крылом все же сел в У-Тапао.

ПОРАЖЕНИЕ

Как же развивались события?

20 декабря 99 "Стратофортрессов" шли на Северный Вьетнам тремя волнами. Первая (6 B-52D и 12 B-52G с Андерсона, 15 B-52D с У-Тапао) должна была вновь громить железнодорожный ремонтный завод в Ханое. Две тройки бомбардировщиков, прилетевших с Гуама, сбрасывали свои 750-фунтовки на объект, проходя через зоны огня одиннадцати зенитных ракетных дивизионов СА-75М. Однако шесть андерсеновских "линкоров" обстреляли только четыре зрдн и успеха не добились.

Иначе обстояли дела над железнодорожной станцией Йен Виен и расположенным рядом с ней складом в Ай Мо. Здесь 27 "Стратофортрессов", разбитых на девять групп, натолкнулись на плотный огонь ЗРК (запущено более 130 ракет).

Тройка B-52G "Стеганое одеяло", идущая на высоте 35 тыс. футов, была лидирующей. Но две ее машины не имели улучшенных средств РЭБ, в том числе и "Стеганое одеяло" 03, бортовой номер 6496. К тому же у этого самолета и у "Стеганого одеяла" 01 при заходе на боевой курс начались нелады с аппаратурой постановки помех, хотя большинство передатчиков заградительных АШП для СНР-75 функционировало исправно, а 02-й сконцентрировал все мощности своих средств РЭБ на частотах станций наведения ракет РСНА-75М.

Группа уже пробилась через плотную зенитную ракетную оборону северовьетнамских объектов (зафиксирован пуск 16-ти ЗУР) и под острым углом совершала постцелевой поворот, когда был поражен бомбардировщик "Стеганое одеяло" 03. Примерно через десять секунд после того, как радар-навигатор (бомбардир) закрыл люки бомбового отсека самолета, ЗУР врезалась в левую сторону воздушного гиганта. 03-й начал резко терять высоту. Давление в гидравлических системах машины, обеспечивающих управление рулями высоты и направления, упало до нуля. Скорость "Стратофортресса" в этот момент была 900 км/час. Он быстро снизился до 20 тыс. футов. Тут командир корабля приказал экипажу катапультироваться. Четыре приземлившихся летчика попали в плен и были освобождены в марте 1973 г. Двое авиаторов погибли при попадании в самолет зенитной ракеты. Позднее их тела северовьетнамцы передали американской стороне.

Четыре группы "линкоров" отделяли "Стеганое одеяло" от следовавшей позади тройки "Латунь" (только один B-52G из трех был оснащен доработанной аппаратурой РЭБ). Она отклонилась от боевого курса на 4-7 миль влево. Так экипажи, визуально наблюдавшие старты ракет "земля-воздух" и посчитавшие, что огонь ведется именно по ним, попытались снизить риск поражения ЗУР. Но вот группа сбросила бомбы на объект удара, и через 40 секунд после этого, опять-таки во время постцелевого разворота, когда целостность тройки нарушилась (01-й "выкатился" из общего строя, причем был в этот момент на шесть миль впереди 02-го), "Латунь" 02, бортовой номер 6481, поразили две ЗУР.

Боевая часть первой ракеты рванула у правого крыла "Стратофортресса", а БЧ второй - тоже справа, но ближе к хвостовой части. Экипаж бомбардировщика, быстро оценив обстановку, убедился, что у самолета отсутствуют четыре двигателя из восьми. Скорость машины упала до 250 узлов (463 км/ч), чему способствовал и сильный встречный ветер. Всего через пять минут после подрывов обеих ЗУР задымились еще два двигателя, однако они были без промедления заглушены.

Командир сумел перевести тяжелый самолет в режим планирования и довел смертельно раненный "линкор" до окрестностей базы Нам Фонг в Таиланде. Там, над морем, пилоты покинули свой гибнущий самолет с парашютами и были позднее подобраны подразделениями поисково-спасательной службы. На следующий день самолет-заправщик КС-135 доставил авиаторов на аэродром вылета - базу Андерсен. Перед Рождеством они были переправлены на "материк" - в Соединенные Штаты.

Группа "Апельсин" (B-52D с У-Тапао) летела позади "Латуни". И 01-й, и 02-й успели сбросить бомбы на железнодорожную станцию Йен Виен и стали совершать постцелевой поворот под весьма острым углом. При этом диаграммы направленности бортовых передатчиков РЭБ обоих "Стратофортрессов" были не в состоянии эффективно противодействовать РСНА-75М и прикрывать следующий за ними "Апельсин" 03, бортовой номер 6622. Он еще не освободился от бомбового груза, когда на высоте 35500 футов был поражен одновременно двумя ракетами. Машина вошла в плоское вращение и взорвалась. Обломки самолета упали к северу от Ханоя, у деревни Йен Тхуонг. Два пилота, покинувших В-52, были захвачены в плен. В 1973 г. они вернулись на родину. Четверо других авиаторов до сих пор считаются без вести пропавшими.

Надо отметить, что экипажи стратегических бомбардировщиков сообщали о замеченных ими на маршрутах многочисленных МиГ-21. Однако они по большей части, по словам пилотов В-52, и не пытались уничтожить воздушные "линкоры". Скорее всего, истребители сообщали о параметрах формаций В-52 (состав, скорость, высота, направление полета) на КП ЗРВ Северного Вьетнама.

Разумеется, не была "обойдена вниманием" и вторая волна "Стратофортрессов". Девять В-52D и 18 B-52G (все с авиабазы Андерсен) летели бомбить железнодорожную станцию Ханой, транспортный терминал Бак Джианг и ГРЭС Тхай Нгуен. Эта формация, однако, потерь не понесла. Ибо для штаба операции стало очевидным, что не все B-52G оснащены аппаратурой РЭБ, способной эффективно противодействовать радиоэлектронным средствам ПВО ДРВ, и потому шесть "Стратофортрессов" модификации G были отозваны представителями САК. Остальные В-52 нанесли удары, как указано в американских источниках, "без утраты качества поражения".

Третья волна бомбардировщиков (12 B-52G и 9 B-52D с авиабазы Андерсен, 18 B-52D с авиабазы У-Тапао) была не столь удачливой и всего за 16 минут понесла весьма ощутимый урон...

...Девять B-52D сбрасывали смертоносный груз на железнодорожную станцию Ханой. Пятым над ней на высоте 35500 футов оказался самолет из группы "Солома" (02, бортовой номер 6669). Его экипаж сообщил о четырех пролетающих мимо него ЗУР, и в этот момент под "Стратофортрессом" подорвалась еще одна ракета. Это случилось всего лишь через несколько секунд после сброса бомб и (в который раз!) при начале выполнения плавного постцелевого разворота.

"Солома" 02 лишилась двух двигателей. Тем не менее, машина держалась в воздухе еще почти 30 минут. Это позволило экипажу довести бомбардировщик до границы Лаоса. Там пилоты покинули самолет с парашютами прежде, чем он взорвался. Пять из шести членов экипажа были подобраны вертолетом поисково-спасательной службы НН-53. Радар-навигатор числится и поныне пропавшим без вести. Вероятно, он погиб. Вместе с тем нельзя исключать того, что авиатор попал в плен. Ко времени окончания войны в Индокитае отсутствовали точные данные о судьбе более чем 500 американцев, следы которых затерялись на территории Лаоса. Ни один из них не был возвращен лаосскими властями. Всего же по группе "Солома", в то время как бомбардировщики находились на боевом курсе, было выпущено восемнадцать зенитных ракет.

Тройка B-52G "Маслина" приблизилась к точке сброса бомб на авторемонтный завод в Кинх Но в 23.12 по ханойскому времени. Интервалы между самолетами равнялись двум-трем навигационным милям. "Маслина" 01, бортовой номер 8198, шла на высоте 35 тыс. футов.

Это был ведущий самолет в ударе. Освободившись от своих 750-фунтовок, он совершал крутой постцелевой разворот. И тут (опять!) его поразила ЗУР. Это произошло, когда в результате противозенитного маневра "Маслина" 03 в точке сброса бомб оказался приблизительно в двух навигационных милях перед "Маслиной" 02. Используя аппаратуру РЭБ, "Стратофортрессы" производили постановку прицельных и заградительных активных шумовых помех. И 02-й, и 03-й сообщили об облучении самолетов РСНА-75 за минуту до того, как их машины начали бомбардировку. По данным экипажей, по группе, находившейся в зонах обстрела сразу семи зенитных ракетных дивизионов СА-75М, вьетнамцы выпустили 38 ЗУР.

Причина гибели "Маслины" 01 - недостаточная целостность группы и острый угол постцелевого поворота бомбардировщика. Три члена экипажа смогли успешно покинуть обреченную машину. Двоих летчиков северовьетнамцы отпустили в марте 1973 г. Спустя еще два года, после завершения военных деиствий, власти ДРВ вернули останки третьего пилота, умершего в плену.

Через восемь минут после "Маслины" над целью оказалась группа "Загар". 03-й - B-52G, бортовой номер 8169 - летел на высоте 36 тыс. футов. Этой машине, прямо скажем, не повезло: во-первых, она была оснащена немодифицированной аппаратурой РЭБ и все же отправилась на боевое задание, во-вторых, у нее отказал радиолокационный прицел. Кроме того, этот бомбардировщик отделился от строя группы, уклонившись на четыре навигационных мили вправо от ранее намеченного маршрута. "Загар" 03 находился в шести милях от двух других машин, взрыв БЧ ЗУР В-750 в полном смысле слова разнес его на куски. Из всего экипажа этого "Стратофортресса" уцелел только хвостовой стрелок, сумевший чудом раскрыть парашют. Он был захвачен в плен, откуда был выпущен в 1973 г.

В числе объектов в Ханое, которые планировалось подвергнуть бомбардировке 20 декабря 1972 г., был склад горючего в Джиа Тхуонг. Группа "Кирпич" наносила по нему удар последней. Когда эта тройка B-52D совершала постцелевой разворот, к ней устремились четыре зенитные ракеты. Осколки боевой части одной из ЗУР проделали многочисленные пробоины в правом крыле самолета "Кирпич" 02, бортовой номер 5067, летевшего на высоте в 35 тыс. футов. Но все же машина дотянула до авиабазы У-Тапао, где и совершила посадку...

...20 декабря 1972 г. доныне считается одним из "черных дней" в боевой летописи ВВС США, когда они потеряли самое большое количество стратегических бомбардировщиков В-52 за один налет.

ВЫВОДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Обдумывая причины столь плачевного результата, американское командование обратило внимание на следующие факты. Из девяти сбитых за три первых дня операции "Стратофортрессов" шесть были поражены зенитными ракетами во время выполнения постцелевого разворота под весьма острым углом (45 градусов). Когда В-52 ложился в такой крутой поворот, возможности радиоэлектронного воздействия аппаратуры РЭБ бомбардировщика на РСНА-75 практически утрачивались. Пять из семи B-52G, которых "свалили" ЗУР, не имели новой аппаратуры РЭБ.

В бомбардировки вмешалась и погода. Из-за сильных ветров (до 180 км/ч) на высотах, использовавшихся В-52 в трех первых массированных налетах на ДРВ, эффективность пассивных помех существенно снижалась. Прикрывали "Стратофортрессы" истребители-бомбардировщики F-4 "Фантом", которые предварительно осуществляли постановку пассивных помех. Однако ураганный ветер быстро разгонял облака дипольных отражателей. Это облегчало условия обнаружения и сопровождения тяжелых бомбардировщиков.

Чтобы точно поразить цель неуправляемыми бомбами при помощи радиолокационного прицела, В-52 следовало строго выдерживать установленную высоту и курс. Это создавало для расчетов ЗРВ идеальные условия для обстрела огромного тихоходного и неманеврирующего бомбардировщика. Ведь фактически только четыре тройки "Стратофортрессов" были эффективно прикрыты от РСНА-75 пассивными помехами. Аппаратура РЭБ В-52 создавала эффективные помехи комплексу СА-75 в том случае, если бомбардировщик летел на ЗРК с нулевым параметром на высоте 10-11 тыс. м.

Когда самолет после сброса бомб разворачивался, эффективность аппаратуры РЭБ резко снижалась. Было принято решение, чтобы в момент разворота бомбардировщиков их прикрывала следующая формация В-52. Помимо этого, в момент поворота В-52 его ЭПР возрастала. Условия для его обнаружения и сопровождения боевыми расчетами ЗРВ становились практически оптимальными. Кроме того, увеличению ЭПР В-52 способствовали открытые люки бомбового отсека.

Итак, высокие потери заставили американское командование пересмотреть тактику применения "Стратофортрессов", каждый из которых в ценах 1972 г. стоил 8 млн. долл. Дальнейшие утраты крайне дорогих машин были неприемлемы. Чтобы рейды на ДРВ продолжались, требовалось внести изменения в приемы боевого применения воздушных "линкоров".

Вылеты части В-52 с авиабазы Андерсен были пока отложены. Они участвовали только в операции "Арк Лайт", бомбардируя объекты на территории Южного Вьетнама. Число самолетов-постановщиков пассивных помех было увеличено с 8 до 12. Общее количество самолетов поддержки - с 39 до 58.

На Северный Вьетнам 21 декабря 1972 г. направились только те B-52D с авиабазы У-Тапао, которые были оснащены новым комплектом аппаратуры РЭБ. Предполагалось, что в общей сложности 30 B-52D нанесут удары по аэродромам Куанг Те (6 машин), Бак Май (12) и складам в Вен Диен (12) в окрестностях Ханоя между 3.33 и 3.48 по местному времени.

Высоты полета, с которых осуществлялись бомбардировки в предыдущие три ночи, были изменены. 21 декабря 1972 г. формации "Стратофортрессов" находились между 33500 и 38000 футов. Временной интервал между тройками сократился с четырех минут до 90-120 секунд. Это позволило бы волне бомбардировщиков находиться в воздушном пространстве над целями (а значит, в пределах зон поражений ЗРК СА-75М) 15 минут вместо 30-40. Машины не совершали постцелевой разворот сразу после бомбометания, а продолжали лететь по направлению к Тонкинскому заливу и только потом брали курс на Таиланд.

Ровно в 3.33 первый из шести B-52D сбросил бомбы на аэродром Куанг Те. Экипажи "Стратофортрессов" доложили, что их обстреляли всего два зенитных ракетных дивизиона. Ни одна из ЗУР не поразила машины.

Через минуту 12 B-52D начали бомбардировку складского комплекса в Вен Диен. На этот раз по "Стратофортрессам" были запущены многочисленные ЗУР, поскольку "линкоры" находились в зонах огня почти двенадцати зенитных ракетных дивизионов. Но успеха они не добились: В-52 покидали зоны поражения зрдн не поврежденными.

А вот B-52D, бомбившие аэродром Бак Май, были не столь удачливы.

Находясь на высоте 36 тыс. 500 футов, группа "Алая" приближалась к цели. В начальной точке боевого курса у бомбардировщика "Алый" 01 (B-52D, бортовой номер 55-0061), обнаружилась неисправность в прицельном оборудовании. Произвести точное бомбометание машина самостоятельно не могла. Для этого пришлось использовать один из самолетов группы в качестве вспомогательной точки. "Алый" 01 сообщил, что должен занять место в строю сразу за 02-м. Радиолокационный прицел этого бомбардировщика был исправен, и он позволял своему 01-му выполнить боевую задачу.

Во время перестроения "Алый" 03 находился приблизительно в шести милях позади 01-го и 02-го, по которым вела огонь зенитная артиллерия (впрочем, без особого успеха). Один из передатчиков РЭБ на борту 03-го был неисправен, тогда как аппаратура радиотехнической разведки двух других бомбардировщиков группы показывала, что они облучаются зондирующими сигналами станции наведения ракет РСНА-75М. Экипажи "Алых" визуально наблюдали запуск не менее 15 ЗУР В-750. Одна из них и поразила 03-го приблизительно в 3.43 по местному времени. Ему не хватило 60 секунд, чтобы дойти до точки сброса бомб.

Три летчика этого бомбардировщика после приземления были захвачены в плен, их освободили в марте 1973 г. Трех других авиаторов в 1972 г занесли в список пропавших без вести. Позднее останки двух пилотов передали Соединенным Штатам. Судьба третьего летчика остается неизвестной и сегодня.

Спустя три минуты после "Алых" над целью оказалась группа "Синяя". Она совершала полет на высоте 34 тыс. футов. Экипаж "Синего" 01 (B-52D, бортовой номер 55-0050) уже совершил боевой вылет в первую ночь операции "Лайнбэкер-2" (в группе "Апельсин"). Тогда его машина шла перед бомбардировщиком "Роза" 01, который был сбит.

На предполетной подготовке командир "Синего" 01 подполковник Джон Юилл уже располагал сведениями о том, что пилоты несчастливой "Розы" захвачены в плен. Знакомство с особенностями их действий после поражения самолета зенитными ракетами помогло подполковнику Юиллу впоследствии принять решения, которые спасли его экипаж в полном составе.

"Синий" 01 только приближался к объекту удара, когда был обстрелян шестью или семью зенитными ракетами. После того как БЧ ЗУР подорвались под фюзеляжем, экипаж немедленно получил команду на катапультирование. "Стратофортресс" был сбит приблизительно за тридцать секунд до сброса бомб. Причины этой потери?

На "Синем" 01 были не исправны два передатчика РЭ5. Но действовали все прочие (свыше десятка), 02-й и 03-й возможности своей аппаратуры использовали максимально. Оба самолета на несущих частотах РСНА-75 ставили помехи тремя передатчиками сразу. На подходе к цели группа применила противозенитный маневр. Все три самолета выдерживали установленные параметры формации и находились на определенном им боевом курсе. Тем не менее "Синий" 01 погиб. Противозенитный маневр был впоследствии оценен как чрезмерный. Самое существенное - боевой курс "Синих" проходил через зоны поражения девяти зенитных ракетных дивизионов.

Вот так шло сражение в небе над Северным Вьетнамом, в котором, по американским данным, были сбиты 15 стратегических бомбардировщиков В-52 и 11 других боевых самолетов, а по данным ПВО ДРВ - 34 "Стратофортресса" и 47 других крылатых машин. О потерях в людях и технике, понесенных американской авиацией в ходе операции "Лайнбэкер-2", см. "ВКО" №5 за 2004 г.

Александр КОСТЮНИН

Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2005 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?