Войны и конфликты

В небе Вьетнама

Авиация ВНА ДРВ в боях с ВВС США (1965-1968 гг.)

Война между США и ДРВ началась 4 августа 1964 г. По решению советского руководства Ханою была оказана военная и техническая помощь в организации ПВО страны, которой до начала военных действий фактически не существовало. Помощь заключалась в поставке вооружения и военной техники, а также в направлении в ДРВ советских военных специалистов (СВС), которые помогали вьетнамским военнослужащим осваивать средства ПВО и вести борьбу с авиацией США.

Советские МиГи первого поколения в локальных войнах 1950-1970 гг. показали высокие боевые качества и на равных сражались в воздухе с сильным и хорошо подготовленным противником.

Уже в марте 1965 г. в ДРВ прибыли первые партии самолетов МиГ-17 и на их основе был сформирован первый истребительный авиационный полк. Несколько позднее стали поступать во Вьетнам самолеты второго поколения - МиГ-21 различных модификаций. В течение второй половины 1965 и первой половины 1966 гг. был создан новый род войск - истребительная авиация (ИА) ПВО и ВВС ВНА.

НАЧАЛО ПУТИ

Боевой состав ИА ПВО и ВВС ВНА на этот период времени включал три полка. Полк однотипного состава имел на вооружении самолеты типа МиГ-17 и состоял из 4 эскадрилий. Основной аэродром базирования полка - Кеп (60 км сев.-вост. г. Ханой, бетонная ВПП, 2200 м). Полк смешанного состава включал две эскадрильи самолетов МиГ-21 и одну эскадрилью самолетов МиГ-17. Основной аэродром базировани полка - Ной-Бай (30 км сев.-зап. г. Ханой, бетонная ВПП, 2800 м). Третий полк смешанного состава имел на вооружении самолеты МиГ-17 и Миг-21 советского производства. Летный и технический состав этого полка были корейцы. Поэтому во всех дальнейших расчетах результаты боевых действий полка в данной статье учитываться не будут. По штату в боевой состав полка входило три эскадрильи по три звена в каждой из них. В звено входило 4 самолета - две пары. Пара самолетов была основной тактической единицей.

Все истребительные авиационные полки подчинялись командующему ПВО и ВВС ВНА через командующего ВВС. В середине 1966 г. были сформированы дивизии ПВО, но истребительные авиационные полки в их состав не входили. Советские военные специалисты, как летный состав, участия в боевых действиях не принимали, а выполняли обязанности только летчиков-инструкторов.

Следует отметить, что командование ПВО и ВВС ВНА на основе опыта боевого применения ИА выработало с участием советских военных специалистов принципы использования ИА в борьбе с авиацией США. К таким принципам следует отнести: внезапность и стремительность атак самолетов противника; экономия сил, то есть действия малыми группами и даже одиночными самолетами; применение "засад" на малых высотах с использованием истребителей МиГ-17; главные удары наносить по ударным группам самолетов противника, избегая встреч с группами прикрытия; тщательно анализировать и использовать опыт предыдущих воздушных боев.

К началу боевого применения истребителей МиГ-17 (апрель 1965 г.) из СССР было поставлено 30 самолетов МиГ-17пф. Одновременно готовились к применению 17 самолетов МиГ-21пфл. Первый воздушный бой истребителей МиГ-17 с американскими истребителями-бомбардировщиками F-105 состоялся 4 апреля 1965 г. Звено МиГ-17 (две пары) вылетело на перехват 4 истребителей F-105, которые были обнаружены визуально на дальности 12 км и высоте 3 км. Истребители МиГ-17 находились на высоте 5 км. Атака была проведена сверху на скорости 1040 км/ч, а огонь был открыт с дистанции 500-600 м. Со второй очереди при дистанции 100-200 м самолет F-105 был сбит. Вторая пара также сбила один самолет F-105. Хотя вьетнамские истребители и были атакованы истребителями F-105, но они маневром сумели уклониться от поражения, и вышли из боя без потерь.

Достижению победы над противником в первом воздушном бою способствовали следующие условия: атака звена МиГ-17 была внезапной для американских истребителей; вьетнамские летчики заняли выгодное для атаки положение в воздухе (сверху, сзади); повторное открытие огня производилось с малых дистанций (100-200 м); самолет МиГ-17 при осуществлении горизонтального маневра и наборе максимальной скорости имел некоторые преимущества на малых высотах по сравнению с истребителями F-105 и F-4.

Средняя продолжительность пребывания самолетов МиГ-17 в воздухе не превышала 30-40 минут, а поэтому воздушные бои происходили, как правило, на подступах к аэродромам или даже в районе аэродрома. В связи с этим вьетнамские летчики стремились быстро и внезапно занять выгодное положение для атаки и осуществить ее с коротких дистанций - 500-800 м, ибо вторая атака была почти всегда менее эффективной.

Истребители МиГ-17 нередко применялись способом из "засад", когда группа самолетов перебазировалась скрытно на другой аэродром, а затем в удобный момент внезапно применялась по ударным группам авиации США. Так, для нанесения мощного удара по порту Хайфон со стороны Тонкинского залива действовала группа палубных штурмовиков в составе 80 самолетов. Для отражения удара из "засады" было поднято звено истребителей МиГ-17 (4 машины), которое, заняв выгодное положение для атаки, вклинилось в боевой порядок ударной группы. Завязался хаотичный маневренный воздушный бой на горизонталях. Самолеты группы прикрытия не успели вступить в бой в этом ограниченном пространстве. Вьетнамские летчики сбили 4 американских самолета, потеряв при этом один свой истребитель. Успех боя был обеспечен внезапностью и решительностью действий вьетнамских летчиков, выбором времени и места основного удара по самолетам-бомбардировщикам.

Следует подчеркнуть еще одну особенность ведения воздушных боев самолетами МиГ-17. В 1966 г. американские самолеты типа F-4 имели на вооружении только ракеты "воздух-воздух" и применяли их с дальних дистанций массированно. А поэтому вьетнамские летчики должны были проявлять высокое летное мастерство, чтобы в бою подойти на расстояние пушечного огня. Так, например, в одном бою звена МиГ-17 с 8 истребителями F-4С было выпущено по вьетнамским самолетам 12 ракет залпами (в залпе 2 ракеты). Но ввиду умелого маневрирования ни один вьетнамский самолет не был сбит.

На начальном этапе боевого применения самолетов МиГ-17 боевые порядки были сомкнутыми: интервалы - 50-100 м, дистанции - 100-200 м. Такие боевые порядки были удобны для группового пилотирования. Однако они оказались совершенно не пригодными в тактическом отношении для ведения группового маневренного воздушного боя. В дальнейшем, как показала боевая практика, стали применяться разомкнутые боевые порядки: расстояние между самолетами в паре составляло уже 600-800 м, а между парами - 800-1200 м.

Таблица 1

Следует отметить, что взаимодействие между ИА и наземными средствами ПВО было организовано плохо или совсем отсутствовало. Летчики не получали информации о действиях противника в воздухе, о действиях подразделений ЗРВ и ЗА, развернутых на прикрытии аэродрома или других объектов. Так, в 1966 г. два истребителя МиГ-17 при следовании на посадку после успешного проведения воздушного боя были сбиты огнем зенитных батарей, прикрывающих этот же аэродром. А за период с 1.03.1966 по 1.03 1967 гг. огнем ЗА и ЗПУ системы ПВО ВНА было сбито следующее количество самолетов (вертолетов): 5 МиГ-17пф, один Миг-21, один Ан-2, один вертолет. Много было случаев обстрела своих самолетов, которые получали серьезные повреждения, но не были сбиты.

С сентября 1967 г. американские истребители типа F-4Е были вооружены, кроме ракет, пушками типа "Вулкан" (калибр - 20 мм), что значительно усложнило ведение воздушных боев вьетнамскими летчиками. Тем не менее, вьетнамские летчики на самолетах Миг-17пф продолжали вести эффективную борьбу с авиацией США. Так, за период с 1 марта по 31 декабря 1967 г. на этих самолетах было совершено 1105 боевых вылетов (из них ночью только 18), проведено 76 воздушных боев и сбито при этом 72 вражеских самолета при среднем расходе на один сбитый самолет около 210 снарядов калибра 37-мм и 23-мм.

Таблица 2

За период с апреля 1965 и по 1968 гг. включительно вьетнамские летчики на истребителях типа МиГ-17 провели 164 воздушных боя (из них только в 1967 г. около 50%), при этом был сбит 131 самолет (БЛА) авиации США. Собственные потери составили 59 самолетов и 42 летчика. Показатель соотношения потерь по самолетам данного типа за этот период составил 2,2, то есть на каждый сбитый Миг-17 было сбито 2,2 самолета (БЛА) авиации США. Хотя по ряду параметров самолет МиГ-17 и уступал американским истребителям F-4С и F-8, но он их превосходил по маневренности на малых и средних высотах.

ТАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ

Вьетнамские летчики на этих самолетах первого советского поколения в борьбе с американской авиацией показали образцы мужества, самоотверженности и героизма, так как в большинстве случаев вступали в бой при многократном превосходстве противника (от 2-3 до 5-7 раз, а в ряде случаев и до 10-12 раз).

Истребители второго советского поколения МиГ-21пф (пфл) стали поступать в состав ПВО и ВВС ВНА еще в средине 1965 г., но их боевое применение началось только в апреле 1966 г. Первый воздушный бой истребителей МиГ-21 с самолетами F-4С состоялся 23 апреля 1966 г. и он закончился безрезультатно. Ни та, ни другая сторона потерь не имела. Только несколько дней спустя был сбит первый американский истребитель F-4С с применением МиГ-21.

В ходе борьбы с авиацией США был выработан вариант вооружения самолетов МиГ-21 при действии их в паре: ведущий летчик имел на вооружении самолета две ракеты Р-3С, а ведомый в паре - блоки УБ-16 с НУР С-8С. В ходе воздушного боя ведущий открывал огонь с дальних дистанций (2000 м и более), стремясь нарушить боевой порядок группы самолетов противника (в большинстве случаев - ударной группы). Ведомый, прикрывая ведущего от атаки сзади и заняв выгодное положение для своей атаки, осуществлял пуск НУР с ближних дистанций (1200 м и менее) или же вел пушечный огонь (когда на самолете была установлена пушка ГШ-23).

Вьетнамские летчики освоили применение ракет Р-3С на самолетах МиГ-21. При этом они очень редко пользовались радиолокационным прицелом, а пуски ракет производили с помощью ПКИ (коллиматорный прицел). Это объясняется тем, что включение бортовой РЛС на истребителе МиГ-21 фактически демаскировало его, так как на каждом тактическом истребителе противника была установлена станция предупреждения. Применение бортовой РЛС истребителем приводило к потере внезапности первой атаки по американским самолетам. Обработка описаний воздушных боев показала, что 59% самолетов США было сбито с первой атаки, а внезапности атаки удавалось достигнуть только в 56% случаев воздушных боев. Кроме того, вьетнамские летчики имели пока еще низкий уровень грамотного применения бортовой РЛС. Так, в 1968 г. из 62 воздушных боев только в 9 случаях был применен радиолокационный прицел, при этом в 6 боях - при уничтожении БЛА и в двух боях - с самолетами-постановщиками RB-66.

Учитывая возможности истребителей МиГ-17 и МиГ-21 по диапазону высот, каждому их них был определен предпочтительный диапазон боевого применения: МиГ-17 - до высот 1500-2000 м, МиГ-21 - на высотах от 2000 до 9000 м. При этом получалось, что истребители МиГ-21 как бы прикрывали действия истребителей МиГ-17, если они одновременно действовали в одном районе.

Истребители МиГ-21 являлись сверхзвуковыми самолетами и в большинстве случаев воздушные бои происходили на околозвуковых и или сверхзвуковых скоростях от 900-1000 до 1200 км/ч. Превышение скорости над противником создавало условия для внезапной и успешной атаки. Так, 30 апреля 1967 г. пара МиГ-21 была поднята на перехват воздушного противника в районе Ханоя. На высоте 4500 м была обнаружена пара самолетов F-105, которые, обнаружив вьетнамские истребители в воздухе, пытались уйти от преследования, сбросив топливные баки. Ведущий пары тоже сбросил баки и включил форсаж. Двумя ракетами Р-3С при прицеливании по ПКИ ведущий пары сбил американский истребитель на высоте 3500 м. Скорость МиГ-21 в момент атаки была 1200 км/ч. Одна из выпущенных ракет вошла в сопло двигателя самолета F-105, и он взорвался. Другой самолет тоже был сбит ведомым примерно таким же способом, при этом дальность пуска первой ракеты была 2400 м.

Вьетнамские летчики вели воздушные бои почти всегда при значительном превосходстве американских истребителей. Американское командование даже дало установку своему летному составу: при равном соотношении сил в бой с вьетнамскими летчиками не вступать. Это было признание собственной слабости, несмотря на то, что на вооружении авиации США находились самые совершенные истребители того времени.

Анализ табл. 1 позволяет сделать вывод о том, что вьетнамские летчики, проявляя мужество и высокое летное мастерство, на самолетах первого и второго поколения советского производства сумели нанести ощутимый урон американским современным истребителям даже при значительном превосходстве в воздухе со стороны американских истребителей. Например, в воздушных боях 3, 4, 6 и 14 января 1968 г. группы американских истребителей в составе от 4 до 12 самолетов, атакованные только парой МиГ-21, беспорядочно сбрасывали бомбы и стремились уйти от преследования. Задача по недопущению удара противника по выбранным объектам была выполнена.

Однако, когда в воздух поднимались значительные силы ИА ПВО и ВВС ВНА, то управление ими было не всегда эффективным, а иногда по этой причине случались большие потери своих истребителей. В таких случаях управление осуществлялось с ЦКП Войск ПВО и ВВС ВНА. Так, 2.01.1967 г. американское командование решило нанести мощный удар по аэродрому Ной-Бай с целью уничтожения там истребителей ПВО ВНА. Для этой цели было привлечено 90 самолетов F-4 и F-105, которые в составе 22 групп налетали со стороны Таиланда и вскоре появились в районе аэродрома. Информация об этих группах поступила на ЦКП, но с опозданием до 5-7 минут. По команде с ЦКП с аэродрома было поднято 22 истребителя МиГ-17 и МиГ-21. Естественно, они поднимались поодиночке и со значительным опозданием. Пробив облачность (10 баллов, нижняя кромка - 300 м, верхняя - 1500 м), они не успели собраться в группы, звенья и пары и оказались под огнем дежурящих там американских истребителей, которые буквально в течение нескольких минут расстреляли их ракетами с разных направлений. За 12 минут этого боя было сбито 5 истребителей МиГ-21. Главной причиной этих потерь самолетов была неправильная и неграмотная оценка обстановки командованием Войск ПВО и ВВС ВНА на основе некачественной информации без опоры на другие ее источники.

В большинстве случаев для выполнения задач по отражению ударов авиации США в воздух поднималось не более 8 экипажей, и чаще всего в виде звеньев или пар звеньев, а нередко и отдельные самолеты. Так, 3.01.1968 г. был поднят в воздух один истребитель МиГ-21 для перехвата группы истребителей типа F-4С. Летчик сумел занять выгодное положение для атаки после набора высоты 7000 м, затем снижаясь, он на высоте 4000 м и при скорости 1400 км/ч произвел пуск ракеты Р-3С с дальности 2000 м и сбил ведущего одной пары F-4С. Другая пара начала резкий разворот вправо, создав тем самым условия для вьетнамского летчика по открытию пушечного огня, чем он своевременно и воспользовался. Одной очередью с дальности 300-400 м был сбит и второй F-4С. Выход из атаки летчик произвел левым разворотом с набором высоты до 8000 м на сверхзвуковой скорости. Другие самолеты сбросили бомбы и уклонились от боя.

ОСОБЕННОСТИ

Основными боевыми порядками, применявшимися вьетнамскими летчиками на самолетах МиГ-21, были следующие: пара самолетов "пеленг" - дистанция между самолетами 500-800 м, интервал - 150-200 м; "фронт" - интервал - до 800 м; звено самолетов: "пеленг пар" - дистанция между парами до 800 м, интервал - до 200 м; "колонна пар" - дистанция - до 1000 м.

Таблица 1

Анализ воздушных боев за период с 1966 по 1968 гг. включительно показал, что пуски УР с самолета МиГ-21 ракет типа Р-3С осуществлялись в основном с минимальных дальностей. Так, при ведении воздушных боев на высотах 1000-5000 м и при скоростях до 1200 км/ч дальности пуска распределялись следующим образом: 2500 м и более - 5%, 2500-2000 м - 25%, 1800-1500 м - 20%, 1500-1200 м - 35%, 1200-1000 м - около 10%, 1000 м - 1%. Как следует из этих данных, 80% пусков ракет Р-3С осуществлялось на дальностях в диапазоне 2500-1200 м.

Результаты воздушных боев с участием истребителя МиГ-21, проведенных в 1967 г., показали его преимущества перед американским истребителем F-4 в выполнении как вертикального, так и горизонтального маневра на высотах 2000-8000 м. Имея возможность более свободно действовать в диапазоне высот, вьетнамские летчики стали смелее использовать пространственный маневр для подготовки и выхода в атаку с использованием обоих прицелов (бортовой РЛС и коллиматорного) при пуске ракет. Так, летчики 921 истребительного авиационного полка в 1967 г. из 27 сбитых вражеских самолетов в воздушных боях 22 сбили управляемыми ракетами и только 5 самолетов - неуправляемыми ракетами типа С-5М. По воздушным целям было выпущено 49 ракет Р-3С, то есть средний расход составил 2,2 ракеты на один сбитый самолет. На уничтожение еще 5 самолетов было израсходовано 387 НУР С-5М, то есть по 77 ракет на один сбитый самолет. По мере накопления боевого опыта средний расход на сбитый самолет в 1968 г. снизился и составил 1,8 ракеты на сбитый самолет.

РЕЗУЛЬТАТЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ИА ВВС ВНА В 1965-1968 ГОДАХ В ДРВ

Для вьетнамских летчиков при ведении ими воздушных боев было характерно то, что они всегда стремились добиться преимущества в высоте и уже потом занимать более выгодное положения для атаки. Летчики на обоих типах истребителей широко применяли именно этот тактический прием, а летчики на МиГ-21 его применяли всегда, а поэтому они все воздушные бои вели в основном на средних и больших высотах - 2000-6000 м (в 1968 г. было проведено 69% воздушных боев на этих высотах от их общего количества). Выход из атаки независимо от результата в большинстве случаев осуществлялся истребителями МиГ-21 резким поворотом (вправо или влево) с одновременным набором высоты до 8000-9000 м на сверхзвуковых скоростях. Этим приемом вьетнамские летчики стремились избежать преследования со стороны американских истребителей F-4С или F-8.

ВЫВОДЫ

Обобщая изложенное и используя анализ табл. 1, 2 и 3 по боевому применению ИА Войск ПВО и ВВС ВНА в ее противоборстве с авиацией США в 1965-1968 годах, можно сделать следующие выводы:

1. Одним из главных условий достаточно успешных действий ИА ВНА было то, что вьетнамские летчики в воздушных боях творчески применяли тактические приемы, отходя от стандартных, шаблонных действий и сообразуясь каждый раз с конкретной складывающейся обстановкой в воздухе. Американским летчикам не удавалось, как правило, разгадать замысел атаки вьетнамских летчиков. Вьетнамские летчики всегда действовали решительно, активно и наступательно даже при значительном превосходстве сил американской авиации (от 2-3 и до 5-6-кратного и более превосходства). При этом атаки производились, как правило, по самолетам ударных групп на маршруте полета или перед их бомбометанием по наземным объектам. Вьетнамские летчики выработали даже такое правило: "уничтожение противника с первой ракеты (или первой очередью) при первой атаке". Анализ описаний воздушных боев показал, что около 60% самолетов США было сбито с первой атаки.

2. Основным принципом боевого применения ИА ВНА была внезапность действий небольших групп (2-4 самолета) и даже одиночных истребителей по воздушному противнику (например, по B-52). Крупномасштабные воздушные операции со стороны ИА ВНА не проводились, а вообще в тех условиях обстановки и количественного состава полков ИА это было и невозможно ввиду отсутствия централизованной системы управления авиацией с учетом ее базирования при ограниченном количестве аэродромов с достаточной ВПП.

3. Совместное применение истребителей МиГ-17 и МиГ-21 с учетом различных их боевых возможностей по диапазону высот позволило перекрыть весь диапазон высот действий американской авиации при нанесении ею ударов по объектам ДРВ: на высотах до 2000 м действовали в основном истребители МиГ-17, а в диапазоне высот от 2000 до 9000м - истребители МиГ-21.

4. Сочетание ракетного и пушечного вооружения на истребителях МиГ-21 создавало лучшие условия для ведения воздушного боя с американскими истребителями: на удалениях 1500-2000 м применялись по воздушному противнику УР типа Р-3С, а в ближнем бою (500-800 м) - пушечный огонь. Американские летчики, зная достаточно высокую эффективность самолетов МиГ-21, стремились выпустить по ним массированно ракеты "воздух-воздух" с дистанций 2-4 км, а от ближнего воздушного боя на вертикальных и горизонтальных виражах уклонялись.

5. Следует подчеркнуть, что в ходе воздушного боя и непосредственно в момент атаки скорости вьетнамских истребителей (МиГ-21) были, как правило, околозвуковыми или сверхзвуковыми (после сброса дополнительных баков и включения форсажа). Это повышало внезапность и стремительность атаки на прямолинейном (по возможности) участке полета американских истребителей с целью повышения эффективности стрельбы ракетами Р-3С.

6. В ходе войны во Вьетнаме американское командование сформулировало правило: при равном соотношении сил американских истребителей и истребителей ВНА в воздушные бои не вступать, а вести воздушные бои только при 2-3-кратном превосходстве и даже более. Этим правилом подчеркивается тот факт, что американские летчики избегали одиночных воздушных боев, хотя и действовали на самых современных истребителях того времени, вооруженных ракетами со значительной дальностью действия (около 4-5 км).

7. Общее руководство действиями ИА осуществлялось с ЦКП ПВО и ВВС ВНА (постановка боевой задачи, подъем истребителей в воздух и др.). Подъем истребителей ВНА в воздух и вывод их в район возможного нахождения американских самолетов осуществлялся, как правило, планшетным способом и реже - по индикаторам РЛС КП (ПН) полка. Вся дальнейшая деятельность летчиков в воздухе строилась на визуальном обнаружении самолетов противника, подготовке и ведении воздушного боя на основе только собственной визуальной информации. КП полка в непосредственной подготовке воздушного боя не участвовал, а поэтому особую роль в этом случае играла взаимная информация летчиков (пары, звена) в ходе воздушного боя и это, по возможности, строго выполнялось летчиками. План боя, как боевой документ, заранее не разрабатывался, а все определялось складывающейся воздушной обстановкой.

8. Подавляющее количество воздушных боев со стороны вьетнамских истребителей было групповыми, хотя эти группы и были малочисленными (2-4 и реже 6-8 самолетов). Время пребывания в воздухе самолетов не превышало 30-40 минут, а продолжительность самого воздушного боя, распадавшегося на отдельные очаги после начала энергичного маневрирования, с учетом возможного наращивания усилий составляла 2-6 минут. Окончание боя чаще всего связывалось с поражением противника, нарушением взаимодействия в группе, разрывом контакта с воздушной целью или нехваткой топлива. Были случаи, когда летчики садились после боя на аэродром с остатком топлива в баках не более 200-300 литров.

9. В первых воздушных боях вьетнамские летчики выдерживали сомкнутые боевые порядки звеньев с интервалами 50-100 м и дистанцией 100-200 м. Такие боевые порядки были удобными для группового пилотирования, но они оказались неприемлемыми в тактическом отношении. Опыт боевых действий показал необходимость иметь разомкнутые боевые порядки пары с дистанцией между самолетами 600-800м, а между парами - 800-1200 м. Такие боевые порядки обеспечивали: надежное пилотирование ведомым в паре, свободу маневра для просмотра задней полусферы и при перестроении, уменьшение случаев нарушения визуальных контактов с целью после выхода из атаки, поддержание тактического взаимодействия в звене или в группе.

10. Взаимодействие между ЗРВ, ЗА и ИА в системе ПВО ДРВ было организовано очень слабо, а нередко и вообще отсутствовало. В отдельных случаях были попытки организации такого взаимодействия по дням, то есть в один день в определенном районе действовала только ИА, а в другие дни - ЗРВ или ЗА. Но четкой и единой организации в этом вопросе не было. Это было, пожалуй самым слабым звеном в организации системы ПВО ДРВ в целом. Но справедливости ради следует отметить, что для реализации такого взаимодействия ИА и ЗРВ не было технической базы в системе КП Войск ПВО и ВВС ВНА, а боевые расчеты КП всех уровней, включая и ЦКП, не имели достаточной подготовки и слаженности для решения этой сложной задачи. Как уже выше отмечалось, имели нередкие случаи обстрела и поражения своих самолетов наземными средствами ПВО.

11. За рассматриваемый период вьетнамскими истребителями было выполнено 2829 боевых самолето-вылетов, проведено 324 воздушных боя, в том числе на самолетах МиГ-21 - 160 и на самолетах МиГ-17 - 164. Общее количество сбитых американских самолетов (в том числе и БЛА) составило 242, при этом истребители МиГ-21 сбили 111 СВН и истребители МиГ-17 - 131 СВН. Истребители МиГ-17 стали применяться раньше и в количественном отношении их было больше. Общая эффективность перехвата и уничтожения американских самолетов истребителями МиГ-17 и МиГ-21 составила 0,74. Это достаточно высокий показатель, подчеркивающий результативность каждого воздушного боя.

12. В ходе боевого применения ИА ВНА несли потери и вьетнамские истребители. В воздушных боях было сбито 95 вьетнамских истребителей, в том числе 36 самолетов МиГ-21 (погибло 6 летчиков) и 59 самолетов МиГ-17 (погибло 42 летчика). При оценке эффективности боевого применения истребителей по соотношению потерь картина выглядит следующим образом: по истребителям МиГ-21 этот показатель равен 3,0 (111 СВН/36 истр.) и по истребителям МиГ-17 - 2,2 (131 СВН/59 истр.). В целом за период с апреля 1965 по 1968 гг. включительно показатель соотношения потерь равен 2,5 (242 СВН/95 истр.). На каждый сбитый вьетнамский истребитель было сбито соответственно 2,5 американских самолета (БЛА). Вьетнамские летчики показали образцы выдержки, мужества, героизма и высокого летного мастерства в борьбе с превосходящими силами авиации США, имеющей на вооружении самые современные типы истребителей, истребителей-бомбардировщиков, палубных истребителей и штурмовиков.

13. Применение ИА в системе ПВО ДРВ проблему прикрытия объектов, конечно, не решило, но американское командование было вынуждено выделять дополнительные силы авиации (от 20 до 30% от их общего количества в налете) для прикрытия ударных групп, которые стремились наносить бомбовые удары по объектам. В ряде случаев атаки вьетнамских истребителей приводили к срыву выполнения вообще боевой задачи. Таким образом, эффективность применения ИА ВНА приводила к снижению эффективности применения авиации США при нанесении ударов по объектам на всей территории страны.

Александр МАЛЬГИН
полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук
преподаватель Военной академии воздушно-космической обороны

Михаил МАЛЬГИН
подполковник, кандидат военных наук, старший научный сотрудник
заместитель начальника отдела научно- исследовательского института

Опубликовано 1 января в выпуске № 5 от 2005 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?