Войны и конфликты

«Стратофортрены» над Северным Вьетнамом

Более тридцати лет назад закончилась американо-вьетнамская война. Однако и сегодня многие страницы этого вооруженного противостояния не получили еще должного освещения. К таковым, в частности, можно отнести операцию ВВС США "Лайнбэкэр-2", проведенную в 1972 г. "Воздушно-космическая оборона" предлагает вниманию своих читателей аналитический материал, подготовленный группой генералов и офицеров Войск ПВО под руководством Анатолия Хюпенена в середине 1970-х гг. Многие положения этого документа представляют не только исторический интерес, но и не утратили своей актуальности до настоящего времени.

ОСОБОЕ МЕСТО в американо-вьетнамской войне 1964-1973 гг. занимает воздушная операция, проведенная в период с 18 по 30 декабря 1972 г. под кодовым названием "Лайнбэкер-2". Отличительной особенностью воздушной операции явилось то, что в ней в качестве главной ударной и устрашающей силы была использована стратегическая авиация. К участию в операции было привлечено 188 стратегических бомбардировщиков В-52, 48 тактических истребителей-бомбардировщиков F-111A и более 800 самолетов других типов, т. е. вся группировка стратегической, тактической и авианосной авиации США, базирующаяся на этом театре военных действий. Воздушная операция продолжалась в течение 12 суток. За это время было совершено 33 массированных удара: 17 - стратегической авиацией, 16 - тактической и авианосной, осуществлено 2814 самолето-вылетов, в том числе 594 - стратегическими бомбардировщиками В-52.

Операция началась вечером 18 декабря 1972 г. одновременным ударом американской авиации по основным аэродромам базирования авиации ВНА. В результате бомбардировок были выведены из строя почти все взлетно-посадочные полосы. В дальнейшем основные усилия ВВС США были сосредоточены на разрушении важных промышленных объектов, расположенных в районе столицы ДРВ - г. Ханой, главного морского порта Хайфон и основного индустриального района Тхай-Нгуйен.

"КОЛОННЫ ЭСКАДРИЛИЙ"

К участию в операции привлекались все 188 стратегических бомбардировщиков В-52, находившихся на авиабазах Андерсен (о. Гуам) и Утопао (Таиланд). В отдельные сутки самолеты В-52 совершали до 80-90 самолето-вылетов, тогда как в предыдущие годы эта цифра редко превышала 25-30. Причем если ранее стратегические бомбардировщики В-52 участвовали в налетах только по объектам со слабой системой ПВО, то в данной операции они уже применялись массированно по объектам, прикрытым сравнительно сильной системой ПВО. Только по районам городов Ханой и Хайфон самолеты В-52 совершили за эти дни более 350 вылетов (из них собственно по району г. Ханой - более 300).

Действия стратегической авиации планировались с особой тщательностью и обеспечивались значительными силами, прежде всего выделением большого числа истребителей для прикрытия ударных групп и блокирования аэродромов, огневым подавлением средств ПВО и прежде всего позиций зенитных ракетных войск (3РB), а также проведением разведки, подавлением радиоэлектронных средств ПВО и постоянным наблюдением за воздушным пространством над территорией ДРВ.

Суть основных особенностей боевого использования стратегических бомбардировщиков В-52 в ходе операции сводилась к следующему: массирование сил в ударах; привлечение значительных сил тактической авиации для боевого обеспечения ударов В-52; тщательный выбор объектов и времени нанесения удара, а также маршрутов полета к объектам; массированное использование средств радиоэлектронной борьбы.

Нанесение ударов силами стратегической авиации происходило только в ночное время суток. Выбор этого времени суток определялся независимостью эффективности бомбовых ударов самолетами В-52 от метеорологических условий и освещенности объектов удара, а также слабой подготовленностью летного состава истребительной авиации ВНА к действиям ночью, особенно в сложных метеорологических условиях. Как правило, в течение ночи стратегическая авиация наносила 2-3 массированных удара с интервалами между ними от одного до трех часов.

Второй характерной особенностью боевого использования стратегических бомбардировщиков в операции является тщательно продуманное, спланированное и хорошо организованное их боевое обеспечение силами тактической авиации. Боевой порядок авиации в массированных налетах состоял из ударных групп бомбардировщиков В-52, группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, группы выявления и подавления средств ПВО и группы непосредственного прикрытия самолетов В-52 от вьетнамских истребителей.

Командир В-52 подводит  свой бомбардировщик к самолету-заправщику КС-135 ''Стратотанкер'' для приема топливаБоевой порядок самолетов В-52 при нанесении ударов состоял, как правило, из "колонны эскадрилий" (от двух до семи). Временные интервалы между эскадрильями составляли 5-7 мин. Каждая ударная группа (эскадрилья) проводила полет в строю "колонна отрядов" (два-три отряда в колонне), временные интервалы между ними достигали 2-3 мин. Отряд шел в строю "колонна самолетов", дистанции между ними - 1800-3600 м. Каждый последующий самолет летел с превышением над предыдущим в 200-500 м. Отряд был основной тактико-огневой единицей и наносил удар, как правило, только по одной цели, поэтому указанный строй выдерживался весьма стабильно даже в зонах ЗРВ. Выдерживание боевого порядка обеспечивалось включенными навигационными огнями. Такое построение позволяло добиваться наибольшего эффекта и свести до минимума потери от средств ПВО ВНА.

В состав групп боевого обеспечения, как правило, выделялось 60-70% самолетов, участвовавших в налете. Тактическая авиация, обеспечивающая налеты стратегических бомбардировщиков, осуществляла непосредственное прикрытие боевых порядков самолетов В-52 в течение всего времени их пребывания над ДРВ. Для этого привлекались истребители F-4 и F-105, базировавшиеся на аэродромах Убон и Удон (Таиланд). Они присоединялись к группам бомбардировщиков В-52 над территорией Лаоса, в районе г. Сам-Ныа.

Главной задачей самолетов F-105 было выявление и подавление средств ПВО на маршрутах полета В-52 и в районе объектов удара. Непосредственное прикрытие каждого отряда самолетов В-52, как правило, осуществлялось звеном истребителей F-4, которое совершало полет на небольшом удалении, в стороне от боевого порядка бомбардировщиков В-52.

Для блокирования аэродромов ВВС ВНА выделялись отдельные группы по 6-8 самолетов F-4, которые выходили на эти аэродромы за 10-15 мин до появления самолетов В-52 в районе удара. Эти же истребители ставили пассивные помехи на маршрутах подхода групп бомбардировщиков к районам удара.

С ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЙ

Третьей отличительной особенностью боевого использования стратегической авиации в операции является тщательный выбор маршрутов полетов самолетов В-52, направлений подхода к объектам и нанесения ударов. Особого внимания заслуживают маршруты полетов бомбардировщиков В-52 с авиабаз Утопао и Андерсен. С авиабазы Андерсен (о. Гуам) самолеты В-52 взлетали, имея на борту бомбовую нагрузку 9-10 т (27-29 бомб в фюзеляже, по 340 кг каждая). Полет к объектам ДРВ осуществлялся через районы дозаправки, которые находились, по показаниям пленных летчиков, восточнее Филиппин. В условной точке "Лима" (150-200 км юго-восточнее г. Да-Нанг) проходило разделение маршрутов. Выбор дальнейших маршрутов определялся заданными направлениями прорыва системы ПВО ДРВ.

В большинстве случаев (90%) прорыв системы ПВО осуществлялся с западных и юго-западных направлений ДРВ, которые перед юго-восточными направлениями имели ряд преимуществ: более короткий путь к объектам (особенно с авиабазы Утопао); наличие наземных ориентиров, позволяющих ночью точнее выходить к объектам ударов; более короткий и удобный путь для самолетов тактической авиации, обеспечивающих непосредственное прикрытие бомбардировщиков В-52; выход поврежденных самолетов В-52 в кратчайшее время в район Тонкинского залива, где дежурили вертолеты и корабли спасательных групп.

После удара самолеты В-52 уходили либо в Лаос (в большинстве случаев), либо в сторону Тонкинского залива и возвращались на свою базу или выполняли посадку на других аэродромах базирования стратегической авиации. При возвращении на авиабазу Андерсен самолеты В-52 должны были иметь запас топлива после бомбометания от 56 до 65 т. В случае необходимости осуществлялась дозаправка топливом в воздухе на высоте 7000-7500 м при скорости 680-720 км/ч. В ходе одной дозаправки бомбардировщики В-52 принимали на борт в среднем 20 т горючего. В качестве заправщика применялся самолет КС-135.

При взлете с авиабазы Утопао (Таиланд) самолет В-52 имел бомбовую нагрузку, как правило, 19,7 т (24 бомбы под крыльями и 42 в фюзеляже) или 25,1 т (24 бомбы под крыльями и до 75 в фюзеляже).

Время полета от взлета до посадки составляло 12-13 ч с авиабазы Андерсен и 4-5 ч - с авиабазы Утопао. На маршруте полета В-52 имели среднюю скорость 840-870 км/ч и высоту 10000-11000 м. За 60-70 км до объекта удара отряд В-52 ложился на боевой курс, высота и скорость полета оставались постоянными до момента бомбометания. Изменения курса производились сразу же после бомбометания отворотом не менее чем на 40-60 градусов.

В зависимости от характера объекта и заданной вероятности его поражения удар наносился одним или несколькими отрядами В-52. Во всех случаях применялся способ бомбометания "по площади" с горизонтального полета. Наивыгоднейшей высотой бомбометания считалась высота 10400-10600 м относительно уровня моря. Полоса поражения одним самолетом В-52 (бомбовая нагрузка 20-25 т) имела длину от 700 до 1600 м при ширине 150-100 м. Расстояния между воронками в результате естественного рассеивания и темпа сброса колебались в пределах 10-50 м. Бомбометание осуществлялось раздельно каждым самолетом, с использованием бортового радиолокационного прицела. Это позволяло при нанесении удара отрядом В-52 по данному объекту заранее спланировать форму и размеры общей полосы поражения.

Четвертой отличительной особенностью обеспечения боевых действий стратегической авиации было массированное применение средств радиоэлектронной борьбы. Американское командование уделяло исключительное внимание этому виду обеспечения, поскольку стратегические бомбардировщики без комплексного использования всего арсенала средств радиоэлектронной борьбы могли быть уничтожены ЗРВ довольно просто, так как самолет В-52 на боевом курсе представляет собой сравнительно тихоходную, больших размеров цель, не способную к маневру против зенитного ракетного огня. Рассмотрим подробно тактику действий противника на примере двух массированных налетов, проведенных один - 19 декабря, а другой - 26 декабря 1972 г.

НАЛЕТ 19 ДЕКАБРЯ 1972 г.

В налете 19 декабря принимало непосредственное участие 66 самолетов (24 стратегических бомбардировщика В-52 в составе 3 ударных групп (эскадрилий), 16 истребителей-бомбардировщиков F-4 - группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, 6 истребителей-бомбардировщиков F-105 - группа выявления и подавления средств ПВО и 20 истребителей-бомбардировщиков F-4 - группа непосредственного прикрытия самолетов ударной группы). В это число не вошли самолеты, принимавшие участие в обеспечении налета, но находившиеся за пределами территории ДРВ. К ним относился воздушный командный пункт на самолете ЕС-135, 4 самолета радиоэлектронного противодействия (2 ЕВ-66 и 2 ЕА-6В), самолет дальнего радиолокационного дозора типа ЕС-121Н и самолеты прикрытия - всего 20-22 самолета.

После операции ''Лэйнбэкэр-2'' стратегическая авиация ВВС США потерь в последующих войнах практически не имелаНалет начался в 4.32 и продолжался 62 мин (продолжительностью налета считается время от момента пересечения государственной границы ДРВ первым самолетом ударной группы и до момента выхода последнего самолета В-52 из воздушного пространства ДРВ). В 4.12 передовой радиолокационной ротой радиотехнических войск (РТВ) на дальности 350 км был обнаружен на высоте 10 км первый отряд ударной группы самолетов В-52. В дальнейшем этот отряд был обнаружен и другими подразделениями РТВ. В 4.32 отряд пересек государственную границу над ДРВ, курсом на город Вьет-Чи, не долетев до которого, произвел разворот и в 4.42 произвел бомбометание объектов юго-западной части г. Ханой. Через две минуты - второй и еще через 4 минуты - третий отряд ударной группы провели бомбометание объектов этой же части города.

Вторая и третья ударные группы осуществляли прорыв системы ПВО г. Ханой с северо-западного направления на высотах 10000-11000 м. Удары наносились по западной части г. Ханой и аэродрому Зеа-Лам. Все стратегические бомбардировщики осуществляли радиоэлектронное противодействие средствам ПВО путем постановки активных и пассивных помех.

В 4.20 РТВ ВНА обнаружили над территорией Лаоса группу самолетов на высоте 7000 м в направлении г. Вьет-Чи. Группа состояла из 4-х звеньев истребителей-бомбардировщиков F-4 в боевом порядке "колонна звеньев" с интервалами между звеньями - 2000-4000 м. В районе Вьет-Чи каждое звено перестроилось в строй "фронт" (интервал - 600-800 м) и произвело постановку пассивных помех на западных и северо-западных подходах к г. Ханою. Затем звенья блокировали аэродромы Кеп, Ной-Бай, Зеа-Лам, Хоа-Лак и Ен-Бай. Блокирование аэродромов осуществлялось звеньями и парами на высотах 2000 и 6000 м. Полет пар в звене производился по замкнутому маршруту маневром "восьмерка" вдоль взлетно-посадочной полосы. Маневр строился таким образом, чтобы пары находились в противоположных концах аэродрома. Через 3-5 мин после завершения бомбометания самолетами В-52 звенья F-4 самостоятельно уходили в сторону Лаоса.

Впереди головного отряда В-52 (с временным интервалом в 1 мин) на высоте 4000 м летела первая пара истребителей-бомбардировщиков F-105 из группы выявления и подавления средств ПВО. Имея на вооружении по два ПРС типа "Шрайк" и бомбы, самолеты F-105 должны были подавлять в первую очередь зенитные ракетные дивизионы (зрдн), позиции зенитной артиллерии (ЗА) и РЛС РТВ. В районе объекта удара одна пара отделилась от самолетов ударной группы и стала барражировать в 20-30 км северо-восточнее г. Ханой. Вторая пара самолетов F-105 производила полет с опережением второй эскадрильи В-52 на 2 мин с той же задачей, что и первая. Район ее барражирования находился в 30-40 км западнее г. Ханой. Последняя, третья, пара F-105 была замыкающей, производила полет на высоте 4500-5000 м и шла за бомбардировщиками с временным интервалом в 1 мин. Она выполняла задачи, аналогичные задачам первой пары. Различие состояло лишь в том, что она не барражировала, а следовала совместно с ударной группой. После выполнения задачи самолетами В-52 через 5-7 мин пары F-105 самостоятельно, очевидно, получив специальный сигнал, ушли на свой аэродром базирования.

На всем маршруте полета над ДРВ стратегические бомбардировщики прикрывались специально назначенными истребителями F-4, которые составляли группу самолетов непосредственного прикрытия от истребителей ВНА. Она летела с принижением 1000-2000 м относительно ударной группы. В течение полета над территорией ДРВ самолеты F-4 совершали противозенитный маневр "змейка", а в районе нанесения удара самолетами В-52 отходили от строя на 15-20 км. При обнаружении позиций зрдн, рлр, КП они наносили бомбовые удары по ним, после чего занимали свое место в общем строю.

Двусторонняя радиосвязь ВКП с самолетами В-52, а также с F-4 и F-105, участвующими в налете, устанавливалась на подходе их к району встречи. В дальнейшем поддерживалась односторонняя радиосвязь только ВКП с экипажами самолетов В-52 вплоть до завершения выполнения задачи и выхода их за пределы воздушного пространства ДРВ. Истребители непосредственного прикрытия для своего ориентирования использовали навигационные огни стратегических бомбардировщиков.

НАЛЕТ 26 ДЕКАБРЯ 1972 г.

На заключительном этапе операции наиболее характерным был массированный налет стратегической авиации 26 декабря. В ударе участвовало 147 самолетов, в том числе 63 стратегических бомбардировщика В-52, 54 истребителя-бомбардировщика F-4 - группы непосредственного прикрытия, 20 F-4 - группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, 10 истребителей-бомбардировщиков F-105 и А-7 - группы выявления и подавления средств ПВО. Кроме этих самолетов, налет обеспечивали, но не входили в воздушное пространство ДРВ 5 самолетов радиоэлектронного противодействия типа ЕВ-66 (ЕА-5В), 2 самолета дальнего радиолокационного дозора типа ЕС-121Н, один ВКП на самолете ЕС-135 и около 20-24 самолетов прикрытия типа F-4.

Как и в предыдущих налетах, радиотехнические войска ВНА обнаружили головной отряд В-52 над Лаосом в 21.37 на дальности 350 км под азимутом 190 градусов. Затем на этом же направлении были обнаружены еще 11 отрядов стратегических бомбардировщиков, а в 21.46 были замечены и самолеты В-52, осуществляющие налет со стороны Тонкинского залива.

В данном налете одновременным ударам подверглись район г. Ханой (36 В-52), район г. Хайфон (15 В-52), район г. Тхай-Нгуйен (12 В-52). Налет продолжался с 22.15 до 23.23.

Прорыв противовоздушной обороны г. Ханой производился с западного, северо-западного и юго-восточных направлений. Первый удар был нанесен по району международного аэропорта Зеа-Лам в 22.25, а последний - по району железнодорожной станции Иен-Виен - 22.50. Кроме того, ударам подверглись западные, южные, юго-восточные районы города и его центральная часть (ул. Кхам-Тхием).

Почти одновременно (с 22.35 до 22.49) пять отрядов В-52 нанесли удар по г. Хайфон (судоверфь, цементный завод, старый склад ГСМ). Прорыв ПВО осуществлялся с южного направления на высотах 10000-11000 м, на относительно узком участке (примерно 10-15 км). С 23.07 до 23.17 четыре отряда В-52 нанесли удар по металлургическому комбинату и электростанции в районе г. Тхай-Нгуйен.

Действия самолетов боевого обеспечения при выполнении ими своих задач принципиально не отличались от действий в предыдущих налетах. Сравнение характера действий авиации США в двух рассмотренных налетах показывает, что тактика ее имела черты шаблонности, которые позволяли войскам ПВО Северного Вьетнама своевременно обнаруживать противника и вести успешные боевые действия.

Подробный анализ действий ПВО и ВВС Северного Вьетнама будет дан в последующих публикациях. Однако напомним, что в декабре 1972 г. американцы потеряли только под Ханоем более 30 самолетов, в том числе 25 стратегических бомбардировщиков В-52. Общие же потери американской авиации над ДРВ в операции, по данным командования Вьетнамской народной армии, составили 81 самолет, в том числе 34 бомбардировщика В-52 (около 18% всего самолетного парка стратегической авиации на этом театре военных действий). Военное командование США официально признало потерю 22 самолетов В-52. Даже по этим данным, потери стратегической авиации составили свыше 12%. Тем не менее применение самолетов В-52 в качестве главной ударной силы во многом обеспечило американскому командованию решение задач военного плана.

Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?