Войны и конфликты

Плюс полная федерализация всей страны

Готовится расчленение Ирака на части по этническому и религиозному признаку
22 сентября 2007 г. Сенат США квалифицированным большинством голосов (75 против 23 при двух воздержавшихся) принял резолюцию с рекомендацией Белому дому "федерализовать" Ирак, разделив его на три государства - суннитское, шиитское и курдское. Следует отметить, что формально резолюция Сената еще не закон, а всего лишь мнение сенаторов. Это мнение, однако, весьма весомо.

Проект документа представлял сенатор от штата Делавэр Джо Байден. Он подчеркивал, что предлагаемая федерализация Ирака вовсе не означает на практике его расчленения. Однако, по мнению аналитиков, федерализация Ирака, вне всяких сомнений, станет решающим (и, как считают многие, необратимым) шагом к его ликвидации как единого государства. Все остальное не более как подготовка мирового общественного мнения к подобному сценарию развития обстановки.


Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

Обстановка в Ираке тем временем постоянно ухудшается. Даже речь президента США Джорджа Буша от 10 января 2007 г. продемонстрировала всю трагичность ситуации в бывшей вотчине Саддама Хусейна - с постоянным ухудшающимся экономическим положением и эскалацией гражданского противостояния в стране.

Ввод американских войск в Багдад в апреле 2003 г. привел к полному краху иракской государственности. В настоящее время новое правительство Ирака практически не контролирует ситуацию. США столкнулись с беззаконием и хаосом, которое стало обычным явлением после свержения режима Саддама Хусейна.

Соединенные Штаты не имели в 2003 г. достаточной численности войск, чтобы взять под контроль ситуацию в этой стране. После окончания активной фазы операции "Свобода Ираку" в 2003 г., в течение первых трех недель насилия и грабежа, царящих в Ираке, была практически полностью уничтожена административная составляющая государства - 17 из 23 зданий иракских министерств в Багдаде были разграблены, что называется, под ноль.


Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

В настоящее время для Вашингтона ситуацию в Ираке можно охарактеризовать как полный провал политики Джорджа Буша в этом регионе. Страна находится в режиме постоянной нестабильности и насилия. Крах системы государственного управления, неэффективность в действиях американского военного контингента в Ираке привели к вакууму в сфере безопасности, который эффективно стал использоваться различными военизированными иракскими группировками. Организованная преступность стала доминировать в регулировании общественных отношений.

Одним из катализаторов гражданского противостояния в Ираке стали сформированные силы "милиции", которые условно можно подразделить на три основные группы.

Первая группа - относительно немногочисленная, состоящая из курдов и соответственно представленная курдской демократической партией и патриотическим союзом Курдистана.


Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

Вторая группа - насчитывающая около 15 тыс. чел., преимущественно шиитов, вернувшихся в Ирак после свержения Саддама Хусейна и именуется как "Бригады Бадра". Данная группа связана с МВД страны и включает в свой состав представителей полицейских и военных. "Бригады Бадра" неоднократно обвинялись в похищениях людей и пытках. Значительное влияние "Бригады Бадра" получили при Баване Джабре, бывшем министре внутренних дел в правительстве Джафари.

В ноябре 2005 в тюрьмах министерства внутренних дел американским военным контингентом было обнаружено 170 заключенных, содержащихся в нечеловеческих условиях и подвергавшихся жестоким пыткам.


Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

В 2006 г. Джабр был уволен с поста министра и его на этом посту сменил Джавад Аль Болани. Болани пытался провести ряд реформ в министерстве, уволил примерно 3 тыс. сотрудников. Но предпринятые меры оказалось не эффективными и не изменили положения в ведомстве. Факты убийств и пыток со стороны сотрудников МВД по-прежнему оставались неизжитыми.

Третья группа милиции - является самой многочисленной (50 тыс. чел.), носит исключительно религиозный характер и состоит из шиитов. Группа была создана в Ираке после свержения режима Саддама. Именуется как "Армия Махди" и имеет хорошо организованную структуру. Лидером является Муктада Ас Садр (религиозный глава шиитов).

Группа была преобразована в милицию после вооруженных противостояний с американским военным контингентом. "Армия Махди" имеет весьма широкое влияние в среде шиитов Ирака и хорошо организована. Деятельность этого формирования носит в первую очередь военный характер.

Со временем отдельные командиры этой группы стали обретать финансовую независимость от лидера Муктады Ас Садра, после того как начали получать деньги в качестве выкупа заложников, торговли предметами старины и нефтью. Финансовая независимость командиров породило самоуправство. Несмотря на многократные призывы Муктады Ас Садра в адрес своих подчиненных, насилия и убийства не прекращались.


Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

"Бригады Бадра" и "Армия Махди" находятся в постоянном соперничестве за управление шиитами Ирака. Это стало причиной противостояния между двумя группировками в апреле, мае, октябре 2006 г. Одной из причин апрельских столкновений стало распределение финансирования. Вместе с тем ни одна их этих групп не имеет достаточного ресурса, чтобы одержать победу и обе находятся в режиме перманентного военного противостояния.

Господство отрядов милиции было неизбежным результатом изменения режима и краха государственной системы. Монополия правительства на управление и восстановление порядка в стране так и не была восстановлена, административная составляющая управления практически полностью отсутствует.

В 2003 г. Пол Бремер подписал соглашение по восстановлению Ирака и в 2005 г. проведен референдум с целью восстановления законности и демократии в стране. Люди, пришедшие к власти в Ираке, были представителями той части населения страны, которая длительное время проживала за пределами страны. Они не имели практического опыта госуправления и авторитета среди местного населения.

Негативно сказалась на деятельности правительства действующая избирательная система, в соответствии с которой политические силы участвуют на выборах. Новая избирательная система Ирака, основанная на больших многопартийных коалициях, является главной проблемой в эффективном функционировании правительства.

В то время как президент выполняет главным образом церемониальную роль, премьер-министр является ключевой фигурой в управлении страной, хотя, согласно конституции, его права весьма ограничены.

Реальная политическая власть находится в руках сторон, участвующих в выборах. В случае победы на выборах в рамках больших коалиций стороны получают значительный ресурс управления страной.

По сути, нынешний премьер-министр Малики, не доминирует над кабинетом, а выполняет функцию посредника, облегчая переговоры в пределах его собственной коалиции Объединенного иракского Союза с одной стороны, и американским послом и другими коалициями с другой. Его собственное политическое видение ситуации, его мнение относительно восстановления государства не играют по сути никакой роли. Практически ни премьер, ни министры не учувствуют в управлении страной. Этим занимаются их партийные начальники.

При такой системе действующие министры назначают на государственные должности друзей и близких, что приводит впоследствии к коррупции и неспособности руководства осуществлять полноценно свои функции.

По мнению экспертов "Группы по изучению Ирака", наблюдается тенденция недееспособности гражданского общества влиять на ситуацию в стране, в то время как только само общество, в состоянии вывести страну из кризиса. Однако реальный механизм влияния общества на государственный аппарат до сих пор отсутствует. В дополнение к этому сам премьер-министр не имеет достаточного влияния на министров и политических лидеров, у которых между собой остается множество противоречий.

В настоящее время ряд экспертов полагают, что основной стратегией в Ираке со стороны США должен стать метод "кнута и пряника", когда Штаты путем различных политических заявлений, увеличением финансирования и также угрозой уменьшенной помощи или заявлениями полного вывода американского контингента из страны должны оказать некоторое давление на правящие элиты Ирака.


Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

Администрация Джорджа Буша, увеличив военный контингент США, полагает, что поможет иракскому правительству в борьбе против партизан, мешающих строительству административного аппарата.

О противоречиях, имеющих место в руководстве страны, раздробленности населения по клановым, религиозным, этническим принципам а также попытках американской администрации вывести страну из кризиса, свидетельствует недавняя ситуация в политической жизни страны.

В феврале 2007 г. кабинет министров Ирака подписал законопроект об управлении нефтяной отраслью государства и перераспределении доходов получаемых от продажи нефти между этническими и религиозными группами страны.

Урегулирование этого вопроса через законодательную инициативу было одним из ключевых требований США, которые увязывали это с дальнейшей поддержкой иракского премьер-министра Малики, законопроект был передан для одобрения в парламент Ирака. В нем указано, что доходы от продажи нефти будут направляться на единый счет, после чего их распределят по 18 провинциям Ирака в зависимости от количества населения.

Ирак обладает третьими по объему запасами нефти в мире, большая часть из которых расположена на юге страны, где большинство населения - шииты, или на севере страны, где проживают курды.

Сунниты, которые живут преимущественно в западных и центральных районах страны, опасаются, что не получат денег от продажи нефти в случае, если ситуация в стране стабилизируется, а объемы нефтедобычи увеличатся.

Стоит отметить, что решение кабинета министров утвердить закон о нефти, было принято на два месяца позже установленного ранее срока принятия законопроекта. Время было затрачено на согласование проекта закона с представителями курдской общины.

Слабость правительства и сильная позиция клановой составляющей продолжают удерживать Ирак в ситуации, когда любые политические инициативы остаются не реализованными.

Механизм принятия и согласования решений со всеми провинциями Ирака остается не достаточно разработанным. Это приводит к тому, что организованная преступность и религиозные группы по-прежнему имеют более сильный авторитет в сравнении с действующим правительством страны.

Будущее страны остается весьма туманным.

Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 29 ноября в выпуске № 6 от 2007 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?