Военное строительство

Угрозы с воздуха и из космоса растут

В Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ под председательством начальника Генштаба генерала армии Анатолия Квашнина недавно состоялось совещание руководящего состава видов и родов войск ВС, главных и центральных управлений Минобороны и ГШ по проблемным вопросам совершенствования и дальнейшего развития противовоздушной обороны Российской Федерации. В рамках этого совещания был заслушан ряд докладов должностных лиц Генерального штаба, представителей ВВС и войсковой ПВО.

РУКОВОДСТВО Министерства обороны и Генерального штаба продемонстрировало на этом совещании свою несомненную озабоченность состоянием дел в сфере противовоздушной обороны страны и Вооруженных Сил, являющейся на сегодня основой перспективной системы воздушно-космической обороны Российской Федерации. Это тем более актуально, что угрозы безопасности государства из воздушно-комической сферы являются реально существующими и имеют стойкую тенденцию к возрастанию в общей системе угроз.

В настоящее время создание единой комплексной системы ПВО-ПРО находится на очередном этапе разработки. Сохранившиеся доныне прежние проблемы, связанные с существованием двух систем ПВО - войсковой и объектовой, приобрели новую остроту в связи со значительным уменьшением объемов финансирования, сокращением в предшествующие годы численности и боевого состава ВС РФ, в том числе войск (сил) ПВО.

Теперь становится совершенно очевидным, что параллельное существование двух систем ПВО в Вооруженных Силах России более не имеет смысла и перспективы. Более того, сегодня эта непозволительная роскошь для государства откровенно выходит за рамки скудных возможностей военного бюджета России. Государство просто не в состоянии в сфере ПВО содержать две системы подготовки кадров, две разновидности боевой и оперативной подготовки, разрабатывать и создавать для двух разновидностей ПВО широкую гамму вооружения с практически аналогичными характеристиками. Иными словами, жизнь властно требует объединения усилий и концентрации всех имеющихся средств и возможностей в сфере защиты от средств воздушно-космического нападения вероятных противников.

Главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы в этих условиях найти наиболее рациональное решение имеющейся проблемы, не причинив при этом ущерба безопасности страны (как это, к сожалению, зачастую происходило в ходе поспешных организационно-штатных мероприятий 1990-х гг.).

Так, например, в современной обстановке все более проявляется потребность в решении вопроса, связанного с организацией единого управления группировками войск ПВО на стратегических направлениях. Справиться с этой задачей можно по-разному.

Владимир Данилкин и Владимир Михайлов: окончательное согласование позиций уже не за горамиОдна из точек зрения заключается в следующем. Управление силами и средствами противовоздушной обороны должно осуществляться в единой системе управления, включая в том числе и ударные авиационные средства. Приверженцы этой теории полагают, что увязка оборонительного и ударного компонентов Вооруженных Сил позволит значительно повысить потенциал ПВО за счет упреждающего воздействия по противнику силами ударных авиационных группировок. Иными словами, существенное снижение потенциала собственно ПВО может быть в значительной степени скомпенсировано совместным применением авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск ВВС, других обеспечивающих сил и средств, управляемых из единого центра. Этот проект наиболее полно, по мнению его авторов, учитывает имеющиеся наработки в области автоматизированных систем управления, сложившиеся организационно-штатные реалии и не потребует значительных структурных и оргштатных мероприятий.

Однако известно, что существует и другая точка зрения. Кратко ее суть сводится к следующему: исключить зенитные ракетные и радиотехнические войска из состава Военно-воздушных сил, объединив их с силами и средствами войсковой ПВО и в рамках единой системы управления последней. Планируется также создать командования ПВО-ПРО военных округов. Военную авиацию при этом предлагается возвратить к ее классическому дореформенному виду (в котором она существовала до объединения видов Вооруженных Сил - ВВС и Войск ПВО, в виде воздушных армий, оперативно подчиненных командующим войсками военных округов).

Сегодня уже маловероятно, что данный вариант решения проблемы будет "проходным". Значительная часть специалистов и аналитиков полагает, что ни идеологически, ни экономически такой подход не проработан, является весьма затратным и в конечном итоге возрастание эффективности ПВО по завершении предлагаемых мероприятий весьма спорно. Если идти по этому пути, то никак не миновать масштабнейших структурных преобразований, перед которыми могут выглядеть достаточно бледно все предыдущие "объединить-разъединить" образца 1990-х гг. Однако руководство страны и Вооруженных Сил 2 октября 2003 г. объявило организационно-штатные мероприятия завершенными. Наконец, сегодня для осуществления планов подобного размаха просто нет средств.

По большому счету, приверженцам этой теории уже на самом высоком уровне в Минобороны и Генштабе неоднократно указывалось на ошибочность подобных взглядов. Тем не менее сторонники этой точки зрения до конца от своих убеждений вряд ли откажутся. Они по-прежнему не теряют надежды на разрешение этого давнего спора между "двумя ПВО" в свою пользу и периодически выступают с новыми инициативами, продолжают "генерировать" идеи подобного плана.

Однако имеющиеся проблемы в сфере ПВО-ПРО заключаются в настоящее время не только в порядке подчиненности. Как известно, в современных экономических условиях одной из важнейших остается проблема унификации, оптимизации типажа систем вооружения, разрабатываемых различными заказчиками ВВТ противовоздушной обороны, выбора перспективных, приоритетных направлений развития вооружения ПВО с приданием ему и дальнейшим расширением возможностей боевых комплексов и систем по решению задач нестратегической ПРО.

В тесной связи с этим постоянно находится в центре внимания вопрос о едином заказчике вооружения и военной техники для войск (сил) противовоздушной обороны. Как известно, сегодня таковыми являются Главное ракетно-артиллерийской управление Министерства обороны РФ и Управление заказов вооружения и военной техники ПВО Военно-воздушных сил. Исторически сложилось таким образом, что в силу специфики задач первое заказывало вооружение для войсковой ПВО, а второе (в разные годы эта структура называлась по-разному) - для Войск ПВО (сегодня ВВС).

С последнего времени под лозунгом очередной оптимизации системы заказов все чаще инициируются попытки пересмотреть сложившийся порядок, причем каждый раз это делается исключительно в пользу ГРАУ (что, по большому счету, никакими объективными расчетами и соображениями обычно не подкрепляется).

В течение 2003 г. Управлением начальника вооружения Вооруженных Сил РФ уже дважды представлялись проекты приказов министра обороны РФ о передаче заказов сначала зенитного ракетного вооружения, затем - заказов ЗРВ, РТВ, АСУ от Военно-воздушных сил в ГРАУ МО РФ. Вполне возможно, что действия аналогичного характера будут иметь продолжение, пока, наконец, по этому вопросу не будет принято окончательное и рациональное решение. К сожалению, принятие подобных, крайне необходимых в сложившейся обстановке мер затягивается. Это создает почву для генерации непрерывных инициатив в сфере передела заказов. Большинство аналитиков считают, что речь идет не столько об очередной "оптимизации", сколько о банальном переключении денежных потоков в свою пользу.

Сегодня противовоздушная оборона не может быть эффективной без использования ударной авиации ВВСПо итогам совещания в Генштабе, состоявшегося 19 января 2004 г., было решено создать очередную комиссию, которая с учетом достигнутых результатов определила бы дальнейший порядок работы и план мероприятий по созданию единой комплексной системы ПВО-ПРО. Был назначен и председатель этой комиссии, которым стал начальник войсковой ПВО генерал-полковник Владимир Данилкин. Кандидатура руководителя, несмотря на ее несомненные достоинства, все же внушает части генералов и офицеров определенные опасения. Как никак, Владимир Борисович - лицо заинтересованное. Не исключено, что объективность военачальника в решении многих вопросов может определяться его служебным статусом. В ходе многочисленных последующих дискуссий по поводу облика перспективной системы ПВО-ПРО возможно отстаивание позиций, отвечающих интересам войсковой ПВО, как в части структуры управления, так и в части номенклатуры ВВТ ПВО. Вместе с тем есть все основания надеяться, что в суждениях и заключениях военачальника будет преобладать государственная точка зрения. Тем более, не исключается ситуация, что генерал-полковник Данилкин возглавит воссозданную ПВО как самостоятельный род войск ВС РФ.

Вполне возможно, что именно эти соображения принимались в расчет при выдвижении кандидатуры генерала Владимира Данилкина на пост председателя комиссии. По некоторым данным, за этот вариант высказались практически все главкомы, руководство Генштаба и руководители основных предприятий ОПК.

В заключение следует сказать, что многие участники совещания на этапе подготовки к нему находились в достаточно пессимистичном, настороженном состоянии и не рассчитывали в целом на положительный результат форума. Высказывались опасения, что обсуждение, а самое главное решение важных проблем ПВО-ПРО может быть пущено на очередной круг.

В итоге хотя на выходе и не получилась окончательная "точка", перспективы все же обнадеживают. Руководством Генштаба был сделан вывод о сближении позиций по многим принципиальным направлениям (а это уже само по себе немало). Часть разногласий между давними соперниками-оппонентами удалось преодолеть. Только по этой причине совещание можно зачислить в разряд успешных. Дальнейшие результаты теперь будут определяться итогами работы комиссии Владимира Данилкина.

Александр КУРАЕВ

Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?