Концепции

Война в космосе: исходные установки

Американский взгляд на милитаризацию околоземного пространства

В настоящее время вопросы размещения оружия на околоземных орбитах и его боевого применения имеют не более чем теоретический характер. Ведь вывод вооружения в космос сегодня запрещен соответствующими международными договоренностями. Однако предполагается, что в будущем околоземное пространство неизбежно будет рассматриваться как один из ТВД и превратится в таковой на деле. "ВКО" предлагает читателям журнала ознакомиться с взглядами на данную проблему экспертного сообщества США, поскольку целостная российская космическая стратегия в едином и доступном документе не отражена.

Американские аналитики единодушны в одном: уже ныне Соединенные Штаты в достаточно сильной степени зависят от космоса. Более того, темпы этой зависимости возрастают год от года, что создает условия для уязвимости США через околоземное пространство. Немалая часть экспертов уверена в том, что уже сложились условия, которые настоятельно требуют, чтобы в числе главных приоритетов национальной безопасности государства космическая политика заняла одно из ведущих мест. Отсюда следует неизбежный вывод о необходимости значительных инвестиций как в соответствующие оборонные космические программы, так и в Вооруженные Силы США в целом. Хотя дебаты на сей счет за океаном продолжаются.

ЗАВИСИМОСТЬ, ПЕРЕХОДЯЩАЯ В УЯЗВИМОСТЬ

Разрушение или деградация функционирования глобальных систем позиционирования может привести к полному хаосу на целых континентах. European Space AgencyМногие американские специалисты при этом бьют тревогу: пока, мол, в Старом и Новом свете идут теоретические споры о том, что такое космос - святое неприкосновенное для ратных ристалищ место или поле будущих битв, Китай и Северная Корея якобы давно отказались от подобного рода сомнений и считают околоземные орбиты одной из арен возможного вооруженного противоборства.

Поэтому в США сегодня всерьез рассматриваются различные варианты противостояния возможной агрессии в космосе. Кроме того, американские эксперты в области обороны сегодня пытаются сформулировать ответ на одну из самых спорных проблем нашего времени: будут ли Соединенные Штаты первой страной в мире, которая разместит оружие в околоземном пространстве, или же они позволят себе только ответный шаг? Здесь к однозначному выводу американская военно-политическая элита, похоже, не пришла. Например, существует такое мнение: да, милитаризация космоса неизбежна, но в отдаленном будущем; пока же это - не самое действенное средство защиты американских интересов.

Популярна и следующая точка зрения: прибегать к какой-либо чрезвычайщине в деле освоения космического пространства в военных целях США не нужно. Во-первых, для начала стоит проанализировать все стороны американской зависимости от космоса - и с оборонной, и с экономической точек зрения. Во-вторых, следует оценить реально существующие угрозы американским коммерческим и военным интересам в космосе. Наконец, в-третьих, в дальнейшем надо исследовать альтернативы размещению оружия на космических орбитах.

Некоторые американские эксперты доказывают, что милитаризация космоса в принципе неизбежна, однако США могут позволить себе вступить на этот путь вторыми (они все равно вряд ли тут окажутся первыми в силу разнообразных причин, которые будут названы ниже).

Впрочем, большинство американских аналитиков убеждены: если страна не принадлежит к числу космических держав, ей не удастся справиться ни с единой мало-мальски серьезной геополитической или геостратегической задачей. Кстати, это понимание возникло отнюдь не сейчас. Околоземное пространство используется США для наблюдения за территорией потенциальных противников и разведки на протяжении четырех десятилетий. Вместе с тем, фактически начиная с запуска первого спутника, американские национальные интересы в космосе не фокусировались исключительно на военной сфере - околоземное пространство всегда рассматривалось и как важнейшая область приумножения экономической мощи Соединенных Штатов.

Вооруженные Силы США несут главную ответственность в деле обеспечения американских национальных интересов в космосе так же, как на земле, море или в воздухе. Но, конечно, считают заокеанские эксперты, отнюдь не чисто военные, а прежде всего политические задачи должны иметь приоритет в определении перспектив освоения космического пространства. Ведь война, как известно, лишь средство для достижения политических результатов.

Сегодня в Соединенных Штатах (равно как и в других государствах) рассматривают ближний и дальний космос с разных точек зрения. Более того, есть основания заявить, что различные космические системы гражданского назначения стали достаточно критичным элементом американского образа жизни в целом. Коммерческая составляющая освоения космоса росла год от года. Сегодня бизнес-сектор считается в США наибольшим и самым важным в космической сфере. Несомненно, что в век глобализации космическая коммерция будет играть главную роль в международных делах. В 2000 г., например, она принесла доходы в 30 млрд. долл., а к 2006 г., предсказывают аналитики с Уолл-стрит, эта цифра может достичь 175 млрд. долл.

Приведем только один пример двойного использования космоса, напомнив о глобальной системе позиционирования (GPS). Она стала общепризнанной и неотъемлемой частью повседневной жизни и обычных мирных граждан, и военнослужащих. Однако GPS состоит из множества спутников и в этом плане весьма уязвима. Для гипотетического противника соблазн атаковать ее и вывести из строя в глобальном и (или) региональном масштабе слишком велик. Разрушение же GPS или деградация функционирования этой системы может повлиять не только на ход и исход вооруженной борьбы. В результате нарушения цифровых коммуникаций воцарится полный хаос на целых континентах: произойдет отключение сотовых телефонов и пейджеров, перестанут работать системы распределения энергии, большая часть глобальной финансовой сети, включая банковские и торговые автоматы. Масштабное и эффективное нападение на инфраструктуру GPS, отмечают эксперты, также подвергнет опасности морскую торговлю и гражданскую авиацию, которые используют GPS для навигации. Иными словами, прекращение функционирования GPS для постиндустриального мира означает катастрофу.

Кстати, американские специалисты утверждают: хотя большинство военных стратегов Запада хорошо понимают, что без GPS применение современного высокоточного оружия будет невозможно, в их среде налицо тенденция пренебрегать гражданским направлением функционирования этой системы, несмотря на его жизненную сверхважность.

В современном обществе коммерческие интересы зачастую влияют на национальные цели. Сегодня приблизительно 30 стран используют примерно 550 спутников в околоземном пространстве. В течение предстоящих пяти лет на орбиты, по оценкам экспертов, будут выведены 1000-1500 космических аппаратов общей стоимостью в 500 млрд. долл.

Самый существенный фактор, влияющий на коммерциализацию космоса - стремительно развивающийся международный рынок цифровых коммуникаций. Сорок процентов американского роста производительности труда между 1995 и 2002 гг. приписывается информационным и коммуникационным технологиям (ICT). Примечательно, что американские специалисты отмечают заметные успехи в сфере ICT Китая.

Однако эксперты США встревожены. Быстрое расширение цифровых коммуникаций диктуется требованиями глобализации, без них ныне никак нельзя обойтись. Но ведь они могут быть атакованы и в космосе.

УГРОЗЫ ИСХОДЯТ ИЗ АЗИИ

Космос в конце концов станет следующим полем битвы, и, по мнению заокеанских экспертов, Соединенные Штаты имеют шанс оказаться под наибольшей угрозой. Почему? А потому что 80% глобального космического бюджета в настоящее время приходится на США, и постоянно увеличивающаяся зависимость Америки от космоса делает околоземное пространство привлекательной целью для тех, кто хотел бы посягнуть на ее национальные интересы.

Еще в 1998 г. в докладе Национальной воздушной разведки (National Air Intellegence, NAI), озаглавленном "Угрозы американскому доступу к космосу", говорилось об уязвимости "американских космических активов":
- Вооруженные Силы США существенно зависят от национальных космических систем (как военного, так и гражданского назначения), и если гипотетический противник разрушит или сделает невозможным доступ к этим системам, это может серьезно подорвать оборонную мощь страны;
- космические системы потенциально восприимчивы к направленным против них действиям наступательного характера;
- потенциальные противники могут "бросить вызов американскому доступу к космосу", используя целый диапазон наступательных средств и действий в пределах своих технологических возможностей.

О чем идет речь? О введении в заблуждение политического и военного руководства США путем дезинформации, нападении на наземные станции и саботаже, радиоэлектронном противодействии и, наконец, об ударах непосредственно по космическим аппаратам.

Доход от космической коммерции к 2006 г. будет составлять 175 млрд. долл. Леонид ЯкутинУгроза становится тем более реальной, когда вероятный противник объединяет собственный противокосмический потенциал с аналогичными возможностями своего союзника. Скажем, для ведения военных действий в космосе создается коалиция КНР и Северной Кореи.

Американские аналитики утверждают, что в Китае считают противокосмическую борьбу неизбежной в будущем. Пекин активно участвует в дискуссиях по проблеме милитаризации космоса. Но особенно настораживает США "чрезвычайная закрытость, которая окружает в настоящее время китайскую космонавтику". В Пентагоне убеждены в том, что Китай - наиболее вероятный противник США в гипотетической борьбе в космосе. Согласно оценкам Минобороны Соединенных Штатов, в КНР отдают себе отчет в том, насколько Америка зависима от космоса, а потому именно там Пекин постарается максимально воздействовать на способность Вашингтона реагировать должным образом на противостояние Китая и Тайваня.

Как это ни парадоксально, необычайная скрытность намерений КНР в отношении ее грядущих шагов в околоземном пространстве делает возможным получение данных о китайских космических разработках и исследованиях только с помощью спутников-шпионов. То есть ИСЗ - один из немногих источников, с помощью которых США могут оценить продвижение Китая в области космических вооружений.

Как пишут американские аналитики, их коллеги из Минобороны КНР якобы пришли к выводу: страны, которые никогда не смогут выиграть войну против Соединенных Штатов с использованием обычных вооружений (кораблей, танков и самолетов), должны с помощью нападения на космические системы США нанести им "непреодолимый ущерб", поскольку в результате они практически лишатся большей части своих преимуществ в военном противоборстве.

По словам американских специалистов, хотя Китай и кажется сегодня многим наиболее вероятным противником США в космосе, куда опаснее сценарий развития событий в околоземном пространстве, связанный с Северной Кореей. Основанием для этого прогноза послужило следующее экспертное заключение: ядерный взрыв в ближней к Земле зоне самым существенным образом сократит длительность жизненного цикла подавляющего большинства космических аппаратов и пресечет функционирование многих космических систем. А КНДР, уверены некоторые американские эксперты, как раз обладает способностью вывести спецбоеприпас на орбиту и подорвать его в космосе.

Правда, большинство аналитиков в США признают подобный вариант маловероятным. Прежде всего потому, что в результате ядерной диверсии в околоземном пространстве пострадают и другие государства, с которыми Пхеньян отнюдь не желает портить отношений, в частности, с Китаем - крупнейшем торговым партнером Северной Кореи.

ЕСТЬ И ДИЛЕММА

Исторически сложилось так, указывают американские аналитики, что правящие круги США зачастую не желают радикально изменять сложившиеся в течение достаточно долгого времени стратегические военно-политические установки, пока какой-либо катастрофический случай радикальным образом не трансформирует общественное мнение в стране.

У США, подчеркивают американские эксперты, много недругов, готовых пойти на самый большой риск, если в результате их действий заклятому врагу придется туго. Достаточно вспомнить Пёрл-Харбор, террористический акт в Ливане, унесший жизни свыше 240 американских морских пехотинцев, нападение на корабль ВМС США "Cole" в Йемене и 11 сентября 2001 г. "Космические активы" Соединенных Штатов представляют собой весьма выгодную цель, и в современных условиях вполне возможен "второй Пёрл-Харбор" в околоземном пространстве.

Американские аналитики, оценивая подобную угрозу и потенциальные последствия ее бездействия перед лицом, опять-таки обращают внимание на то, сколь скачкообразно меняется политика Вашингтона после особенно дерзко вызывающих, масштабных акций противников США и как по-разному выглядят попытки политического урегулирования до и после атаки в стиле японского удара в декабре 1941 г.

Самый свежий тому пример - атака боевиков "Аль-Каиды" на Всемирный торговый центр (WTC) и Пентагон. До этого дня, 11 сентября 2001 г., "Аль-Каида" спонсировала теракты в Нью-Йорке (в том же WTC) в 1993 г., против американских посольств в двух странах Африки в 1998 г. и эсминца "Cole" (корабль едва не затонул и был надолго выведен из строя). Белый дом, в свою очередь, санкционировал определенные ответные действия против "Аль-Каиды". Однако радикальных изменений во внешней и внутренней политике Вашингтона не происходило. Наконец, "Аль-Каида" организовала террористическую операцию, которая затмила по количеству жертв все ее предыдущие вылазки и подействовала на национальную политику США как мощный катализатор.

До того момента в Соединенных Штатах работало несколько межведомственных комиссий, оценивавших степень уязвимости страны от террористического нападения. Однако, уверены американские исследователи, администрация США явно испытывала недостаток в политической воле, чтобы принять действенные меры по укреплению национальной безопасности. Точно так же (причем независимо от того, будут или нет тревожные сообщения разведывательных органов), по мнению американского экспертного сообщества, официальный Вашингтон вряд ли нарушит "святость" околоземного пространства до наступления своеобразного "космического Пёрл-Харбора".

Околоземное пространство всегда рассматривалось и как важнейшая область приумножения экономической мощи Соединенных Штатов. NASA or National Aeronautics and Space AdministrationДо недавнего времени, указывают американские аналитики, США ограничивали свою военную деятельность в космосе в основном поддержкой и обеспечением действий Вооруженных Сил на суше и в Мировом океане. Но сегодня (или в ближайшем будущем) космос сам может превратиться в поле битвы. Однако вместо того чтобы ставить на повестку дня радикальный пересмотр существующей космической политики (быть первой страной в размещении оружия в космосе), на данный момент Соединенные Штаты стремятся противопоставить космической угрозе менее радикальные средства. Считается, что проведение подобного курса должны обеспечить не только Вооруженные Силы. К претворению в жизнь новой национальной космической политики будут привлечены "дипломатические, экономические, информационные и военные инструменты национальной мощи США" (instruments of national power, INPs).

Растущая важность коммерческого сектора космонавтики, убеждены американские эксперты, потребует и соответствующей внешней политики. Поэтому новая стратегия должна учитывать экономические факторы гражданских инвестиций в космос и использовать комбинацию экономических стимулов и дипломатических усилий, способствующих "укреплению международного здравого смысла", который, как минимум, "сдерживает появление космического оружия". Помимо этого, полагают аналитики в США, Вашингтон должен также быть мировым лидером в мирном, так сказать "хозяйственном", освоении космоса.

В соответствии с этой политикой США обязаны открыто выступать против милитаризации околоземного пространства, добиваться согласия в международном сообществе по данному вопросу через принятие соответствующих договоренностей в ООН. Если не предпринимать подобных усилий, то в противном случае, опасаются в Вашингтоне, возобладают китайские обвинения в адрес Соединенных Штатов (кстати, разделяемые многими другими странами): они являются "мировым гегемоном с явно выраженной тенденцией измываться над другими государствами".

В США считают, что хороший первый шаг в этом плане сделал президент Джордж Буш-младший, который в одном из своих недавних выступлений (январь 2005 г.) уделил много внимания мирному использованию космоса - пилотируемым полетам на Луну и Марс. Данные инициативы вызвали значительный резонанс в СМИ, но большинство комментаторов не заметили, что широкой общественности была представлена часть дипломатической схемы по интернационализации исследования космоса. Выгода от этого, уверены американские аналитики, тройная. Во-первых, продемонстрировано по-прежнему положительное отношение США к проекту международной космической станции МКС (ISS) как символу международного космического сотрудничества. Во-вторых, выдвинуты на первый план дальнейшие инвестиции в освоение космоса, причем от развития космических технологий получает выгоду практически каждый человек на земле. В-третьих, новые исследования на околоземных орбитах, экспедиции на Луну и Марс способны создать основу для взаимодействия разных стран на протяжении, по крайней мере, ближайшего десятилетия.

В общем, США вроде бы выдвигают на первый план дух международного сотрудничества и мирного исследования космоса. Американские эксперты обращают внимание на то, что в Вашингтоне намерены развивать возможности национальных космодромов по запуску космических аппаратов. Подобные планы администрации США служат, как правило, механизмом запуска для многих частных инициатив.

И ВСЕ-ТАКИ "...PARA BELLUM"

Но в американском экспертном сообществе все же полагают, что Вооруженные Силы США по-прежнему должны концентрироваться на развитии механизмов и способов защиты от любого посягательства потенциальных противников Вашингтона на национальные космические системы. Как заявляют специалисты, правительству необходимо инвестировать совершенствование спутниковых систем предупреждения о возможном применении лазерного, кинетического, пучкового оружия, вооружений, использующих направленную энергию, а также укрепление электронной безопасности коммерческих спутников.

В итоге предполагается, что отношения между космической промышленностью и Пентагоном будут до некоторой степени взаимовыгодными. Военное ведомство поможет частному бизнесу в оплате ряда мер, которые, в конечном счете, защитят коммерческие спутники в ближайшем будущем. Беря на себя часть этого бремени, американское правительство тем самым предполагает не допустить значительного роста стоимости запуска космических аппаратов.

Наконец, заявляют американские аналитики, для предотвращения милитаризации космоса Вооруженные Силы США должны сосредоточиться на контроле за потенциальными противниками, осваивающими околоземное пространство. И непременное условие этого - наблюдение из космоса. Соединенным Штатам, полагают американские специалисты, надо развивать систему контроля и идентификации любых вероятных действий своих недругов, которые угрожают национальным "космическим активам". Технически это могут быть как средства наземного базирования, так и системы, размещенные на космических платформах. После того как угрозы будут идентифицированы, политические лидеры США должны принять решение, действительно ли требуется нанести ответный (превентивный) удар.

С помощью каких средств? Эксперты в США считают, что на данном временном отрезке Пентагон может положиться на имеющееся у него оружие классов "земля-космос" или "земля-земля".

Взамен гонки вооружений в космосе американские аналитики рекомендуют администрации США придерживаться космической стратегии, которая, как уже говорилось выше, предполагает гармоничное использование дипломатических, экономических и военных рычагов и будет в состоянии обеспечить национальные интересы страны. Так Вашингтону не придется тратить огромные суммы на чисто военные проекты, которые не понадобятся до тех пор, пока случай, подобный Пёрл-Харбору, не выдвинет их в качестве политического императива.

Американские эксперты заявляют: если когда-нибудь какая-либо другая страна выведет оружие в космос, то США, вероятно, должны будут последовать этому примеру. Но если подобное и произойдет, Соединенные Штаты окажутся в лучшем экономическом положении по сравнению с тем государством, которому придется затратить огромные средства и приложить колоссальные усилия для того, чтобы оказаться первым на пути милитаризации космоса.

Причем США могут уверенно доказать, что аналогичные действия с их стороны - высокоморальны: ведь не они инициировали гонку вооружений в космосе. Вместе с тем, развитая космическая отрасль промышленности будет в состоянии быстро отреагировать на вызов в соответствии со старой пословицей: "Потребность - мать изобретения".

К тому же, не сомневаются американские прогнозисты, несмотря на достижения отдельных стран, космос вряд ли станет ареной возможных сражений в течение ближайших двадцати лет. За это время предполагается принять в США все возможные меры для развития самых передовых технологий. Гражданское ракетостроение и космическая промышленность, научные и оборонные предприятия, государственные ведомства, Вооруженные Силы должны быть подготовлены к тому, чтобы в нужный момент совершить рывок и не допустить сколько-нибудь продолжительного военного лидерства в космосе потенциального противника США. С данной точкой зрения в целом солидарна и значительная часть военной элиты заокеанской державы.

Таким образом, космическая политика и стратегия Вашингтона уже сегодня должным образом подготавливают страну к возможной милитаризации околоземного пространства. Ведь согласно выводам Комиссии по национальной безопасности Соединенных Штатов в сфере космического управления и организации "США более зависят от космоса, чем любая другая нация".

В очередных номерах "ВКО" постарается рассказать о том, насколько будет готова к подобному обороту дела Россия.

Андрей МИХАЙЛОВ

Опубликовано 1 января в выпуске № 3 от 2005 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?