Концепции

ВКО - это система, а не задача

Подходы к строительству и приоритеты создания воздушно-космической обороны государства
Если строительство воздушно-космической обороны государства будет осуществляться без формирования специализированного органа военного управления, на который будут возложены соответствующие функции, и его предметной кропотливой практической работы, то заранее можно сказать - ничего не выйдет. Не решив эти основные вопросы, вся работа (кем бы она не проводилась, даже под так называемым общим руководством), как показала жизнь, будет обречена на провал.

Прошедший 2006 г. стал знаменательным событием и новой точкой отсчета для одного из главных направлений совершенствования обороноспособности страны - организации противодействия существующим и потенциальным угрозам воздушно-космического нападения на Российскую Федерацию. Президентом России утверждена Концепция воздушно-космической обороны, которая должна стать базой для разработки планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнения системных проектов, программ и работ в области развития существующих и создания перспективных боевых и обеспечивающих средств и систем вооруженного противоборства в воздушно-космической сфере.

Появление Концепции ВКО - плод и итог многолетней упорной работы целых коллективов военных и гражданских специалистов, давно осознавших необходимость организации единой системы воздушно-космической обороны страны и начавших предметно заниматься этой проблемой еще в 1960-х гг. (2-й ЦНИИ МО, ВКА ПВО - Тверь) и с 1970-х гг. (45-й ЦНИИ МО - Москва).

В этих научных центрах за полтора-два десятилетия были сформированы научные школы в области ВКО. К середине 1990-х гг., благодаря совместным усилиям военных ученых, специалистов предприятий и КБ оборонной промышленности, тесно взаимодействовали системы ПВО и РКО, наращивая возможности по борьбе с единым воздушно-космическим противником. Началась разработка комплексных системных проектов и реализация планов более полной интеграции войск и сил ПВО и РКО, их преобразования в единую систему, проектировалась интегрированная система управления силами и средствами ВКО.

К глубокому сожалению, с 1997 г. многие перспективные наработки в этой области дальнейшего своего развития не получили, а само движение к построению целостной системы ВКО приобрело отрицательный вектор. Это явилось следствием субъективного и непродуманного решения по организационному разъединению войск РКО с Войсками ПВО и последовавшего за ним изменения организации управления основными составными частями ВКО при выполнении общих или смежных задач. Находясь в различных структурах, они начали существовать автономно и если получили какое-то развитие, то без взаимной связи, а исходя из видения перспективы лишь своего руководства. Более того, войдя в состав РВСН, войска РКО из ранее элитного рода Войск ПВО превратились в "разменную монету" при сокращении численности и проведении других организационных мероприятий.

Приоритетность работ по ВКО - как и с чего начинать.

Создание и развитие ВКО как сверхкрупной и сверхсложной комплексной системы, объединенной единым замыслом построения, функционирования и применения, представляет собой сложную многовекторную задачу, успешное решение которой во многом определяется грамотно выбранными приоритетами на различных этапах работ. Сегодня о необходимости построения системы воздушно-космической обороны государства говорить уже не приходится, - задача на ее практическое создание год назад поставлена Президентом России. Однако осязаемых результатов по претворению ее в жизнь до сих пор не видно.

Представляется, что причина в одном - основные вопросы, с которых следовало бы уже давно начать практическую работу, до сих пор не решены. И главный из них - правильное определение организации и порядка руководства воздушно-космической обороной, обеспечивающей создание необходимых предпосылок и условий для поступательного совершенствования и развития всех компонентов системы ВКО.

Решение организационной задачи должно быть классическим. Никто нового в этой области ничего не изобрел. Для этого необходимо:

определить целевые функции деятельности, границы ответственности и полномочия будущего органа управления;

создать соответствующий орган управления или возложить выполнение этих функций на уже существующий орган военного управления в случае достаточной корреляции его функций с новыми задачами;

разработать и сформировать структуру органа управления (в последующем с учетом накопления опыта практической работы в процессе функционирования структура органа управления может уточняться);

определить порядок его функционирования и взаимодействия с другими органами государственного и военного управления в различных условиях обстановки.

Без назначения или формирования специализированного органа военного управления, на которого будут возложены эти функции, и его предметной кропотливой практической работы заранее можно сказать - ничего не выйдет. Не решив эти основные вопросы, вся работа (кем бы она не проводилась, даже под так называемым общим руководством), как показала жизнь, будет обречена на провал.

Рассматривая данную область, необходимо четко уяснить основные функции создаваемого органа военного управления с учетом и во взаимосвязи с уже существующими органами военного управления, их предназначением, порядком их функционирования, взаимодействия и принятой в Вооруженных Силах (или перспективной) системе руководства войсками (силами) при выполнении задач.

Особые условия организации и ведения борьбы в воздушно-космическом пространстве, в частности, глобальный пространственный размах и высокая динамика действий СВКН, решающее значение фактора времени однозначно требуют сосредоточения в одном органе управления всех функций и задач по руководству воздушно-космической обороной как в мирное, так и в военное время.

Первая и важнейшая функция этого органа управления - создание и дальнейшее развитие системы воздушно-космической обороны Российской Федерации для выполнения возлагаемых на неё в мирное и военное время задач, неотъемлемой частью, которых является рациональное построение, совершенствование и наращивание группировок войск и сил.

Другой, не менее важной, функцией его в мирное время должно быть обеспечение боевой готовности сил и средств, организация и руководство несением боевого дежурства по воздушно-космической обороне, контроль выполнения задач всеми привлекаемыми для этого войсками, силами и средствами.


ВВС США - на командном пункте системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

На создаваемый орган управления ВКО необходимо возложить всю полноту ответственности за планирование (в более широком смысле - организацию) воздушно-космической операции и иных форм действий, участвующих в них войск и сил, а также подготовку группировок ВКО и органов оперативного управления видов Вооруженных Сил (при создании региональных командований - и этих органов военного управления) к выполнению задач по воздушно-космической обороне.

В военное время он должен руководить войсками, силами и средствами при выполнении задач воздушно-космической обороны государства и нести полную ответственность за результаты их применения.

То есть должен действовать принцип - спланировал, подготовил органы управления и войска и их применил (непосредственная подготовка войск - частей, соединений и объединений видов ВС может быть возложена на соответствующих главнокомандующих).

Выполнение этих задач ставит данный орган военного управления в статус стратегического, поскольку он решает вопросы ВКО всего государства и непосредственно руководит всеми войсками, силами и средствами, привлекаемыми к решению задач боевого дежурства по ВКО на территории всего государства вне зависимости от их видовой, родовой или ведомственной принадлежности.

Здесь нужно четко определить или даже разделить: какими войсками, силами и средствами, как (непосредственно или оперативно) руководить, кого или что оборонять и в какой форме применять войска и силы. Что должно быть в непосредственном подчинении этого органа военного управления и на каких правах?

Это - основные силы ПВО, включая войска командования специального назначения, армии ВВС и ПВО, а также соединения и части РКО в полном составе. Порядок подчинения остальных привлекаемых сил и средств - оперативный.

Основные объекты обороны - стационарные. Это - пункты высших звеньев государственного и военного управления, важнейшие объекты экономики и инфраструктуры государства, определяющие устойчивость его функционирования, крупные города и промышленные центры страны, районы дислокации сил ответного удара (как стационарные, так и подвижные), прежде всего СЯС, а также стратегических оборонительных сил (СПРН, СККП, систем ПРО и ПКО) и космической инфраструктуры. Именно поэтому, в своей основе, система ВКО строится в зависимости от расположения этих объектов обороны на территории страны.

Наряду с указанными объектами обороны, одной из основных задач системы ВКО будет прикрытие группировок Вооруженных Сил в период их стратегического развертывания и перегруппировки. Кроме того, она должна обеспечить наращивание прикрытия войск и сил при подготовке и в ходе их операций, а значит иметь и мобильный компонент.

Что касается войск ПВО Сухопутных войск и сил ПВО Флота, предназначенных для непосредственного прикрытия (самообороны) наземных и флотских группировок от ударов СВКН, то непосредственно управлять этими силами нет необходимости.

Следует лишь учитывать их действия и уточнять или корректировать боевые задачи с учетом задач и характера действий основных войск и сил системы ВКО государства в соответствующих зонах и районах ПВО (ВКО) в порядке взаимодействия.


В рамках очередных испытаний по совершенствования системы национальной ПРО США с полигона на Гавайских островах стартует баллистическая ракета-мишень.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

Таким образом, на органе управления ВКО будет лежать ответственность за выполнение всего комплекса задач по организации и руководству воздушно-космической обороной страны и ее ведением при централизованном оперативном (боевом) управлении всеми войсками и силами. В свою очередь возникает вопрос - на базе какой структуры он должен начать свое функционирование и с помощью какой системы управлять воздушно-космической обороной?

Если не начинать с нуля, а использовать имеющейся задел, учитывать накопленный опыт и исходить из существующих в настоящее время распределения ответственности и соотношения компонентов ВКО, то, несомненно, наиболее рациональным вариантом является формирование органа управления ВКО или командования ВКО в составе ВВС с организацией боевого управления с ЦКП ВВС.

При этом командование ВКО должен возглавлять Главнокомандующий ВВС. В дальнейшем, по мере развертывания и наращивания системы ВКО и реформирования системы управления ВС России, очевидно, потребуется его выделение в самостоятельное командование стратегического уровня.

Решение такой сложной задачи, как создание системы воздушно-космической обороны, требует концентрации средств, научных сил и промышленности. Поэтому очень важно иметь (а сегодня - создать) единый заказывающий орган вооружения, военной и специальной техники воздушно-космической обороны Российской Федерации и определить одну головную военно-научную организацию Министерства обороны России.

Они должны нести ответственность за комплексную научную проработку всех проблем ВКО, совершенствование технического облика ее основных подсистем и оснащение войск и сил перспективными информационными и боевыми комплексами и средствами, качественное проведение работ по совершенствованию и развитию системы ВКО Российской Федерации.

В целях прозрачности ведения всех работ и контроля за рациональным использованием выделяемых средств целесообразно иметь в Государственной программе вооружения и самостоятельный раздел - "средства и системы ВКО".

Одновременно следовало бы назначить генеральных (главных) конструкторов функциональных подсистем и основных компонентов ВКО и создать совет генеральных (главных) конструктов для координации работ и выработке согласованных научно-технических решений по этой тематике.

Целесообразно проанализировать и оптимизировать научно-технические и производственно-технологические возможности предприятий ОПК по разработке и выпуску перспективного вооружения и военной техники ВКО, определить ведущие организации и предприятия промышленности, а возможно и создать объеденную корпорацию по тематике ВКО.

В целях выработки оптимальных решений предложения по совершенствованию технического облика подсистем ВКО и созданию новых комплексов и средств можно было бы рассматривать вневедомственным экспертным советом по проблемам ВКО с привлечением руководителей предприятий и соответствующих специалистов Министерства обороны. Это необходимые шаги, без которых создание ВКО России невозможно. Они стоят на повестке дня и требуют немедленного разрешения.

Материальная основа воздушно-космической обороны

С практической точки зрения основные усилия в работах по созданию ВКО страны на первом этапе должны быть сосредоточены на построении целостной системы разведки и предупреждения или, более точно, правильно и корректнее, - информационно-разведывательной системы (ИРС) и интеграции раздельно существующих средств и систем ракетно-космической и противовоздушной обороны.

Приоритетность работ по ИРС обусловлена двумя факторами. Во-первых, только на базе полноценной ИРС в последующем возможно развертывание систем боевого управления, поражения и подавления ВКО.

Система боевого управления ВКО не может функционировать, не имея информационного поля. Информационное поле ВКО должно обеспечить своевременное и достоверное вскрытие начала ракетного, космического и воздушного нападения, выдачу оповещения о нем и изменениях обстановки в воздушно-космическом пространстве с необходимой степенью детализации на соответствующие пункты управления, а также оптимальное распределение и формирование целеуказаний по всей совокупности целей на огневые комплексы и средства подавления. Только так можно реализовать потенциал разнородных и разновидовых войск, сил, средств и комплексов системы поражения и подавления целей.

Во-вторых, информационная компонента ВКО совместно с СЯС является главным инструментом стратегической стабильности и сдерживания агрессии на глобальном и региональном уровнях.

Развитие СВКН относится к приоритетным направлениям строительства ведущих иностранных государств. Характерной особенностью программ их совершенствования является активизация работ по созданию глобальных разведывательно-ударных систем, прежде всего космического и воздушного базирования, гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов, новых типов высокоточного оружия, оснащению БР управляемыми боевыми блоками, способных с высокой оперативностью и точностью поражать объекты в любой точке Земного шара. Последовательно наращивается ударный потенциал ракетной и воздушной компоненты наступательных сил. В совокупности с распространением ракетного и ядерного оружия это влечет за собой существенные изменения в способах вооруженной борьбы и перенос основного противоборства сторон в единую воздушно-космическую сферу. В этих условиях развитие ИРС ВКО должно носить, если не упреждающий, то, по крайней мере, адекватный характер. Направления совершенствования ракетных систем представлены на рисунке.

В идеальном варианте ИРС ВКО должна представлять функционально взаимосвязанную совокупность работающих на разных принципах действия разнодиапазонных средств разведки, обнаружения, сопровождения и классификации аэродинамических, аэробаллистических, баллистических, космических и воздушно-космических целей в реальном масштабе времени с глобальным контролем всех направлений, областей и зон возможных действий СВКН. Эти средства могут и должны быть развернуты на земле, на море, в воздушном пространстве и в космосе. В настоящее время основные компоненты будущей ИРС в том или ином виде уже существуют. Это, прежде всего, средства и комплексы радио- и радиотехнической разведки, разведки и контроля воздушного пространства, управления воздушным движением, предупреждения о ракетном нападении, контроля космоса, противоракетной обороны.

Первоочередной задачей создания ИРС ВКО является определение ее облика и замысла построения с учетом необходимости парирования наиболее серьезных угроз, перспектив совершенствования СВКН, наличия задела в разработке новых информационно-разведывательных и вычислительных средств, ресурсных ограничений и других факторов.

В настоящее время возможности государства по созданию полноценной ИРС ВКО весьма ограничены. Поэтому на первый план выдвигается задача максимального использования существующих средств и систем в открытой архитектуре в целях обеспечения их рационального наращивания и построения требуемых группировок с учетом поступления нового вооружения.

Во-первых, для начала необходимо трансформировать формально раздельно существующие системы ПРН и ККП, а также информационные средства системы ПРО в единую информационную систему - систему предупреждения о ракетном и космическом нападении (СПРКН). Сейчас все средства этих систем фактически используются комплексно, создавая общее поле наблюдения и слежения за стратегическими БР и КО, при взаимной информационной поддержке через их командные пункты. Однако появление в ближайшем будущем новых типов целей, таких как управляемые и маневрирующие БГ БР, гиперзвуковые ЛА и ББ, стартующие с космических или воздушных носителей, требует заблаговременного уточнения организации боевого функционирования этих систем и границ их ответственности за выполнение информационных задач.

Движение целей по изменяемой траектории требует практически постоянного слежения за ними на всех участках полета к объектам удара. Учитывая, что управляемые и маневрирующие боевые блоки и гиперзвуковые летательные аппараты будут главным образом использоваться в "обезглавливающем" ударе или в начальной фазе разоружающего удара, для организации противодействия им предстоит принять меры по наращиванию возможностей ИРС ВКО. Для этого необходимо иметь не только замкнутое периферийное информационное поле ВКО, но и обеспечить наблюдение за воздушно-космическим пространством над наиболее важными районами страны. В наиболее важном Центральном регионе должно быть создано сплошное поле слежения за целями за счет высокопотенциальных информационных средств, а в границах практически каждой зоны ПВО (ВКО) потребуется развертывания РЛС с дальностью действия 1500-2000 км. Одной из сложных проблем может стать достоверное определение районов старта и государственной принадлежности этих ударных средств и соответствующая идентификация страны-агрессора.

Во-вторых, очевидна необходимость повышения степени интеграции использования существующих и создаваемых информационных средств и построения разноуровневых центров совместной обработки данных о целях. Так, практически все РЛК и РЛС РКО могут быть задействованы для обнаружения и выдачи информации не только по КО и стратегическим БР, но и по другим высокоскоростным и высотным аэродинамическим и аэробаллистическим целям. Аналогичным образом могут использоваться высокопотенциальные РЛС и другие информационные средства ВВС, ВМФ, СВ, УВД в интересах решения задачи обнаружения стратегических БР и КО.

В-третьих, учитывая минимальный баланс располагаемого времени для принятия решений и реакции по ракетным, космическим и воздушно-космическим целям, предстоит заблаговременно определиться с распределением ответственности за выполнение задач разведки, слежения и централизованного или децентрализованного оповещения ПУ стратегического, оперативного и тактического звеньев управления. По всем обнаруженным объектам информация должна передаваться в реальном масштабе времени и собираться в центрах сбора и обработки, которые необходимо связать между собой быстродействующими системами обработки информации, каналами связи и передачи данных для образования единой сети. При этом ЦКП ВКО должен располагать всей совокупностью данных об обстановке в воздушно-космическом пространстве. Определение степени опасности и выдача информации предупреждения по космическим объектам, баллистическим ракетам, в том числе средней дальности, может быть возложено в стратегическом звене управления на объединенный КП СПРН и СККП (КП СПРКН), - по параллельным каналам высшим органам государственного и военного управления, в том числе на ЦКП ВКО; а по аэродинамическим, гиперзвуковым ЛА и ОТР - на ЦКП ВКО для доведения информации пунктам государственного и военного управления с необходимом степенью детализации. Дополнительной проработки требует организация оповещения по атакующим воздушно-космическим объектам.

С целью более эффективного использования данных о БРСД, ОТР, аэродинамических и гиперзвуковых целях от информационных средств РКО, расположенных в границах районов или зон ПВО (ВКО), данные о них необходимо передавать в центры совместной обработки информации этих районов или зон. При этом управление доступом к информации и ее распределение обеспечит реализацию принципа централизации ответственности за организацию и эффективность применения войск и сил воздушно-космической обороны. Вариант структуры ИРС ВКО представлен на рисунке 2.

В-четвертых, минимизации затрат при построении эффективной ИРС ВКО можно добиться за счет оптимального (рационального) сочетания в группировках системы высокопотенциальных надгоризонтных и загоризонтных РЛС, космических и авиационных средств обнаружения, существующих РЛС ПВО ВВС и других видов ВС РФ, радиолокаторов зон и районов УВД.

Реализация этих подходов связана с необходимостью решения ряда общесистемных проблем. Главными из них являются:

отсутствие единой идеологии создания системы, информационно-разведывательных комплексов и средств о воздушно-космическом нападении;

отсутствие единой сети сбора, обработки и обмена разведданными, алгоритмов управления доступом и источниками информации в сети;

задержка в разработке новых средств добывания информации, способных обнаруживать и сопровождать нестратегические ракетные средства нападения, гиперзвуковые и маловысотные цели;

низкая помехоустойчивость и живучесть источников информации.

Для их решения целесообразно разработать и реализовать комплексную целевую программу создания ИРС ВКО на основе сетевых принципов ее организации. В рамках этой программы должна быть создана быстродействующая сеть обмена данными и разработаны соответствующие алгоритмы доступа и управления источниками информации.

Основными направлениями работ в создании новых информационных средств ИРС ВКО следует считать:

разработку активно-пассивных радиолокационных комплексов и систем, в том числе многопозиционных;

освоение производства материалов и специальных средств защиты РЛС, унифицированных отвлекающих устройств от самонаводящегося на радиоизлучение оружия;

наращивание информационных возможностей РЛС за счет встроенных каналов РТР и вторичной локации;

исследование и разработка средств, использующих нетрадиционные методы локации, в том числе с размещением их на различных типах носителей (КА, БЛА, аэростаты, дирижабли);

внедрение роботизированных аппаратно-программных средств для обеспечения автономного функционирования РЭС;

обновление средств разведки, систем связи и передачи информации, а также систем навигации, обеспечивающих боевое применение СВКН.

На наш взгляд, реализация данных предложений будет способствовать более энергичному и поступательному решению задачи строительства воздушно-космической обороны государства, поставленной Президентом России.


Анатолий СКОЛОТЯНЫЙ
генерал-лейтенант, начальник штаба войск РКО в 1987-1995 гг.
Аркадий БОРЗОВ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, полковник

Опубликовано 29 мая в выпуске № 3 от 2007 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?