Концепции

Универсальное средство проецирования военной мощи (2)

Стратегическая бомбардировочная авиация все в большей степени переориентируется на решение задач в безъядерной войне
Бомбардировщики В-52Н, имеющие сравнительно низкие возможности по преодолению современных систем ПВО, при ведении боевых действий с применением обычного оружия планируется использовать преимущественно для нанесения ударов крылатыми ракетами воздушного базирования без входа в зону поражения средств ПВО противника.

Окончание. Начало в № 2 за 2011 г.

В-52Н «СТРАТОФОРТРЕСС»

Бомбардировщики В-52Н, имеющие сравнительно низкие возможности по преодолению современных систем ПВО, при ведении боевых действий с применением обычного оружия планируется использовать преимущественно для нанесения ударов крылатыми ракетами воздушного базирования без входа в зону поражения средств ПВО противника.

Возможность применения КРВБ в обычном снаряжении определяет важную роль бомбардировщиков В-52Н как средства нанесения ударов с минимальным риском боевых потерь. По опыту операций ОВС НАТО против Югославии, Афганистана и Ирака гарантированное уничтожение одной стационарной цели (объекта) обеспечивалось применением до четырех крылатых ракет, вывод ее из строя – одной-двух ракет.

Удары КРВБ являются составной частью первого эшелона массированных ракетных авиационных ударов. Как правило, боевой вылет В-52Н осуществляется в составе звеньев из двух самолетов. Полет до района оперативного предназначения осуществляется на высоте 8–10 тысяч метров со средней скоростью 800–850 км/ч.

При подходе к рубежу пуска КРВБ и получения приказа на применение оружия бомбардировщики снижаются и производят пуски ракет со средних или малых высот (преимущественно над водной поверхностью на расстоянии 100–200 км от береговой черты) на скорости около 700 км/ч. Нормальная боевая загрузка В-52Н – восемь КРВБ на внутрифюзеляжной универсальной роторной пусковой установке (максимальная – до 20). Время, необходимое на осуществление пуска всех восьми ракет, – около пяти минут. В случае применения нескольких звеньев В-52Н временной интервал между ними (по опыту ведения боевых действий) может составлять 30–40 минут. При использовании в ударе бомбардировщиков различных типов их действия согласуются между собой так, чтобы первые удары были нанесены КРВБ. По завершении пусков ракет самолеты выходят на маршрут возвращения и производят доклад о применении оружия.

Целями для поражения КРВБ являются важные объекты инфраструктуры: объекты высшего военного и гражданского управления, системы управления и связи, ПВО, предприятия военно-промышленного комплекса и т. д.

Кроме применения крылатых ракет, бомбардировщики В-52Н могут применяться для проведения массированных бомбардировок в зонах со слабой ПВО, нанесения ударов по корабельным группировкам противника с использованием ПКР «Гарпун», постановки морских минных заграждений.

Воздушные бомбардировки проводятся с целью уничтожения войск противника в районах сосредоточения и на маршрутах выдвижения, пунктов управления и связи, складов боеприпасов, ГСМ, крупных транспортных узлов и других объектов инфраструктуры. В зависимости от решаемой задачи, объектов поражения, временных параметров удары подразделяются на одновременные, последовательные, удары по вызову и воздушную разведку с нанесением удара, по масштабам – на массированные, сосредоточенные, групповые и одиночные.


Основное боевое предназначение стратегического бомбардировщика В-2А – проникновение в глубину воздушного пространства над территорией противника и нанесение ударов по наиболее важным целям
Фото: U.S. Department of Defense

Участие бомбардировочной авиации в боевых действиях на ТВД планируется во взаимодействии с авиацией сил общего назначения в составе смешанных ударных групп. Исходя из опыта учений СБА, такие группы включают до 30 самолетов (в том числе до 10–15 стратегических бомбардировщиков). В ходе нанесения удара бомбардировщики, как правило, действуют звеньями или группами с различных направлений по заранее выявленным целям.

Маршрут полета прокладывается с таким расчетом, чтобы время пребывания над территорией противника было минимальным. Бомбометание осуществляется с горизонтального полета с малых (до 600 м) или больших (до 10 тыс. м) высот на скоростях 600–850 км/ч. На каждый самолет подвешивается, как правило, однотипное вооружение. Комбинированное воздействие на противника достигается путем распределения разных типов боеприпасов между бомбардировщиками группы.

С точки зрения эффективности поражения целей неуправляемыми авиабомбами предпочтительным считается режим бомбометания с малых и предельно малых высот. Бомбометание с больших высот может применяться с целью уменьшения риска возможных потерь, однако это резко снижает эффективность применения стратегических бомбардировщиков, особенно по уничтожению малоразмерных и защищенных целей, и влечет за собой необходимость увеличения наряда сил и большого расхода боеприпасов для выполнения задачи.

Одной из важных задач бомбардировщиков В-52Н является борьба с надводными кораблями противника. Самолет при максимальной загрузке может нести до восьми противокорабельных ракет AGM-84A «Гарпун», что дает возможность ударным группам бомбардировщиков эффективно действовать против корабельных группировок.

По опыту учений в состав ударной группы обычно входят два В-52Н, причем одновременно или последовательно с небольшим (до одного часа) временным интервалом по одной группе надводных кораблей могут действовать несколько ударных групп. Пуск ПКР «Гарпун» обычно осуществляется с дистанции около 70 км и высоты 300 м с последующим снижением бомбардировщиков до сверхмалых высот и разворотом на обратный курс.

Вскрытие надводной обстановки, наведение и выдача целеуказания возлагаются на самолеты ДРЛО Е-3А системы «Авакс», а также самолеты базовой патрульной авиации. Решение задач радиоэлектронного противодействия осуществляется самолетами РЭБ, патрулирующими вне зоны досягаемости средств ПВО кораблей на направлениях подлета ударных групп к рубежу пуска ПКР.

Бомбардировщики В-52Н могут также применяться для скрытной и оперативной постановки морских минных заграждений на направлениях наиболее интенсивного судоходства и в проливных зонах. Постановка мин осуществляется беспарашютным способом с высоты около 200 м при скорости около 700 км/ч. При одновременной постановке минного заграждения двумя самолетами мины выставляются параллельными линиями в шахматном порядке. Общая протяженность минной линии, выставляемой одним самолетом, может составлять от девяти до тридцати миль. За один вылет может выставляться два-три минных заграждения.

По результатам анализа применения ВС США в боевых действиях (Ирак, Югославия) американским военным командованием в качестве одного из наиболее серьезных недостатков отмечена нехватка самолетов РЭБ ЕА-6В «Проулер», их ограниченный радиус полета. Это приводило к существенному снижению эффективности действий ударной авиации вследствие ее вынужденного применения с больших высот для снижения риска потерь.

В настоящее время руководство ВВС США рассматривает возможность оснащения части стратегических бомбардировщиков В-52Н дополнительной аппаратурой РЭБ. Использование для ведения РЭБ самолетов В-52Н, по оценкам американских военных специалистов, имеет следующие основные преимущества:

  • возможность обеспечивать действия авиационных экспедиционных формирований, а также нанесение силами СБА ударов по противнику в кратчайшие сроки в случае внезапного возникновения военных конфликтов в удаленных регионах мира при применении с авиабаз постоянной дислокации на континентальной части США;
  • более эффективное ведение РЭБ при систематических боевых действиях в ходе региональных конфликтов за счет возможности длительного патрулирования бомбардировщиков в воздухе в зоне боевых действий.

По оценкам американских военных специалистов, шесть модернизированных самолетов В-52Н смогут обеспечить круглосуточную постановку помех. При этом предусматривается, что после проведения модернизации В-52Н сохранят свои ударные возможности, а после израсходования боекомплекта будут решать задачи РЭБ в интересах последующих действий ударной авиации.


Бомбардировщики В-1В обладают высокими скоростными и маневренными характеристиками
Фото: U.S. Department of Defense

Выбор самолетов В-52Н для целей ведения РЭБ обусловливается их основным боевым предназначением (действия в первом эшелоне с нанесением ударов КРВБ без входа в зону поражения средств ПВО противника), а также наличием большего (по сравнению с бомбардировщиками других типов) свободного внутрифюзеляжного пространства, позволяющего разместить необходимую аппаратуру и дополнительные энергоустановки без проведения значительных конструктивных доработок.

В целом самолеты В-52Н, несмотря на большой срок эксплуатации, имеют достаточно высокую надежность (уровень технической готовности авиакрыльев В-52Н – около 80%), способны действовать как с авиабаз постоянной дислокации, так и с передовых, применять практически все виды авиационных боеприпасов в обычном снаряжении и являются в настоящее время основным типом стратегических бомбардировщиков ВВС США для ведения боевых действий в региональных конфликтах.

В-1В «Лансер»

Бомбардировщики В-1В, обладающие более высокими по сравнению с В-52Н летно-техническими характеристиками, прежде всего скоростными и маневренными, значительно меньшей эффективной поверхностью рассеяния и соответственно лучшими возможностями по преодолению систем ПВО, могут применяться самостоятельно и в составе смешанных авиационных формирований в зонах действия системы ПВО противника.

Основным боевым предназначением самолетов В-1В является нанесение ударов по районам сосредоточения войск и боевой техники, объектам военной и гражданской инфраструктуры. Кроме того, бомбардировщики В-1В, как и В-52Н, могут применяться для постановки морских минных заграждений.

Полеты на боевое применение осуществляются во всех случаях в составе звеньев из двух самолетов. Большая бомбовая нагрузка В-1В позволяет наносить достаточно эффективные удары по площадным многоэлементным целям (предприятиям военной промышленности, нефтеперерабатывающим заводам, объектам энергоснабжения, складам и т. д.). Вместе с тем в целях снижения риска потерь применение В-1В в подавляющем большинстве случаев проходит в темное время суток под прикрытием авиации сил общего назначения, а бомбометание проводится с больших высот (около 10 000 м), что обусловливает сравнительно низкую эффективность нанесения ударов по районам сосредоточения группировок войск.

На вооружение самолетов В-1В поступают новые управляемые средства авиационного поражения (разработанные по программам JDAM, JSOW, WCMD и JASSM), позволяющие при условии получения своевременных и точных данных целеуказания с высокой эффективностью наносить удары по районам сосредоточения боевой и другой техники войск, а также поражать точечные и защищенные объекты.

Оснащение самолетов В-1В управляемыми высокоточными авиационными боеприпасами расширяет круг возлагаемых на них боевых задач. В настоящее время ведется отработка вопросов применения В-1В для поиска и уничтожения наземных подвижных целей, а также для борьбы с надводными целями. При этом обнаружение целей может осуществляться экипажами бомбардировщиков с помощью бортовой РЛС бокового обзора, а использование боеприпасов с системой наведения по данным КРНС «Навстар» позволяет проводить бомбометание с больших высот без снижения точности поражения.

Существенным фактором, отрицательно влияющим в настоящее время на возможность использования бомбардировщиков В-1В в региональных конфликтах на удаленных ТВД, является недостаточный уровень технической готовности авиакрыльев, имеющих на вооружении самолеты этого типа (67%). Однако по оценкам американских военных специалистов, данная проблема может быть решена при условии выделения необходимых финансовых средств на эксплуатацию и ремонт самолетов.

В перспективе стратегические бомбардировщики В-1В рассматриваются американским командованием в качестве основного стратегического бомбардировщика для действий в региональных конфликтах.

В-2А

Бомбардировщики В-2А, созданные по технологии Stelth и соответственно обладающие наибольшими возможностями по преодолению современных систем ПВО, обеспечению внезапности применения и живучести, рассматриваются командованием ВВС США в качестве высокоэффективного средства для поражения целей обычным оружием. Основное боевое предназначение самолетов этого типа – проникновение в глубину воздушного пространства над территорией противника и нанесение ударов по наиболее важным целям, в том числе высокозащищенным и мобильным.


Самолеты В-52Н имеют высокую надежность, способны применять все виды авиационных боеприпасов и являются в настоящее время основным типом стратегических бомбардировщиков ВВС США
Фото: U.S. Department of Defense

Технические характеристики самолета В-2А позволяют осуществлять полет на малой высоте в режиме огибания рельефа местности. В то же время оснащение В-2А новыми высокоточными боеприпасами с системой наведения по данным КРНС «Навстар» дает возможность их применения с больших высот, что обеспечивает неуязвимость самолетов от большинства объектовых средств ПВО и в то же время создает оптимальные условия для наведения боеприпасов на цель.

Один из типовых вариантов боевого применения В-2А в первых воздушных операциях предусматривает их использование в составе звена из трех самолетов. При выполнении боевой задачи пара самолетов с помощью бортовых РЛС бокового обзора производит обнаружение и уточнение координат первоочередных целей, после чего применяет по ним высокоточные боеприпасы. Экипаж третьего самолета, в котором находится командир звена, оценивает результаты удара и принимает решение на поражение оставшихся целей либо в случае успешного выполнения главной задачи внеплановых целей.

Такой способ боевого применения В-2А позволяет за один боевой вылет уничтожить до 32 целей, а также отказаться от выделения дополнительных сил для оценки результатов боевого вылета и нанесения ударов по непораженным (в особенности «критичным по времени») целям. При этом использование для обнаружения целей бортовых РЛС (обеспечивающих качество изображения, близкое к фотографическому), а для их поражения – боеприпасов с системой наведения по данным КРНС «Навстар» позволяет выполнять боевое задание днем и ночью в любых метеоусловиях.

Для подготовки полетов бомбардировщиков В-2А применяется система планирования полетных заданий AFMSS (Air Force Mission Support System), осуществляющая автоматизированную разработку программы полета в заданный район с учетом оптимального использования всех характеристик самолетов (в первую очередь малозаметности). В настоящее время продолжительность процесса планирования большинства боевых вылетов составляет до восьми часов (планирование полетов для выполнения наиболее сложных боевых задач может занимать до 10 часов).

По достижении района оперативного предназначения экипаж с использованием бортовой РЛС осуществляет поиск целей и их идентификацию с помощью полученных с разведывательных ИСЗ фотоснимков. При этом бортовая система управления оружием GATS (GPS-Aided Targeting System) позволяет провести выбор точки прицеливания, определение (уточнение) ее координат и ввод их в систему управления боеприпасов.

Впервые бомбардировщики В-2А применялись в боевых условиях в ходе проведения ОВС НАТО операции «Решительная сила» против Югославии в 1999 году. Самолеты были оснащены преимущественно управляемыми авиабомбами GBU-31 и GBU-37. В качестве целей для поражения назначались важные объекты военной и гражданской инфраструктуры, а также промышленные предприятия с вредным производством, для вывода которых из строя требовалась повышенная точность поражения во избежание ущерба для окружающей среды. Применение оружия осуществлялось только в темное время суток с больших высот (до 12 000 м).Ежесуточно проводились, как правило, один-два самолето-вылета В-2А на боевое применение.

В ходе операции бомбардировщики В-2А показали высокую техническую надежность и эффективность боевого применения. В частности, по данным штаба БАК ВВС США, совершив около 1% от общего количества боевых вылетов всей авиации, самолеты В-2А уничтожили около 11% целей. При этом до 95% примененных авиабомб поразили цели с заданной точностью (КВО – около 13 м). Кроме того, лишь 5% от общего количества самолето-вылетов В-2А были досрочно прекращены по причине плохих метеоусловий в районе целей или технических неисправностей.

Существующие в настоящее время ограничения по использованию бомбардировщиков В-2А в региональных конфликтах в передовых зонах связаны прежде всего с тем, что проведение их послеполетного обслуживания и подготовки к повторным вылетам возможно только на авиабазе постоянной дислокации. В первую очередь это обусловлено необходимостью восстановления характеристик радиопоглощающего покрытия самолетов, что требует проведения сложных и трудоемких работ в специальных ангарах с поддержанием определенного температурно-влажностного режима.

Данное обстоятельство фактически предопределило единственно возможный вариант использования самолетов В-2А в операции «Решительная сила» – проведение беспосадочных полетов с авиабазы постоянной дислокации в район оперативного предназначения с последующим возвращением на авиабазу вылета. При этом общая протяженность маршрута составляла около 21 500 км, а продолжительность полета (с учетом времени выполнения боевой задачи) – более 30 часов. В ходе полетов проводились четыре дозаправки топливом в воздухе.

Многократные полеты большой продолжительности требовали их тщательной организации и соответствующей подготовки летного состава. Планирование полета каждого экипажа начиналось за четверо суток до вылета и предусматривало подробную разработку всех его элементов (маршрута, порядка проведения дозаправок, действий в зоне расположения целей, взаимодействия с другими силами и т. д.), а также компьютерное моделирование обстановки. Корректировка планов с учетом обновленных данных о текущей обстановке осуществлялась накануне вылета. В то же время вследствие большой продолжительности полета до района конфликта, быстрого изменения тактической обстановки и отмены в ряде случаев некоторых из предварительно назначенных целей, а также невозможности изменения в ходе полета боевой задачи находившийся на борту бомбардировщиков боезапас в некоторых случаях расходовался не полностью.

Обеспечение возможности применения бомбардировщиков В-2А с передовых авиабаз рассматривается командованием ВВС США в качестве первоочередной задачи, решение которой позволит значительно повысить интенсивность задействования этих самолетов в региональных конфликтах и эффективно использовать их в составе экспедиционных авиационных формирований. С этой целью в ВВС США проводятся мероприятия по обеспечению базирования эскадрильи из восьми бомбардировщиков на передовых авиабазах: «Фэрфорд», «Андерсен» и «Диего-Гарсия». В частности, на них начато развертывание легких мобильных ангаров.

Развертывание таких ангаров за пределами континентальной части США позволило при нанесении ударов по Ираку в марте-апреле 2003 года более чем в два раза сократить время полета бомбардировщиков В-2А (до 14–15 ч.), а также потребный наряд самолетов обеспечения.

Особенности боевого применения стратегической бомбардировочной авиации ВВС США в локальных войнах и вооруженных конфликтах последних двух десятилетий будут рассмотрены в одном из следующих номеров журнала «ВКО».

Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 28 мая в выпуске № 3 от 2011 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?