Концепции

Основы противодействия терроризму

Необходимо выстроить политически выверенную, долгосрочную и целенаправленную стратегию антитеррористической деятельности
В условиях существенного изменения расстановки политических сил на мировой арене, глобализации экономики, формирования нового финансового и информационного пространства, роста региональных конфликтов угроза применения асимметричной силы террористического характера стала перманентным фактором. Более того, события начала XXI века свидетельствуют, что этот фактор, к сожалению, становится во многом определяющим при разрешении целого ряда межгосударственных политических и экономических проблем, в значительной степени влияющих на внутриполитическую стабильность страны.

В России слово "терроризм" известно давно. Ульянов и Каракозов, Савинков и Блюмкин, "белый" и "красный" террор для жителей России - это не просто слова. Это большое количество жертв, крови, трагедий людей, которые жили в тот исторический период.

Во времена "холодной войны" на территории Советского Союза обстановка, связанная с террористическими проявлениями, была достаточно спокойной. По крайней мере, спокойнее, чем в любой другой части земного шара. Можно вспомнить лишь одну жестокую акцию. В январе 1977 г. армянские националисты ("группа Затикяна") произвели взрывы в московском метро, в электропоезде, в котором дети возвращались с новогодней елки. Погибло около двух десятков человек. В целом же в то время, когда взрывались бомбы на вокзале в Болонье, "красные бригады" пытались провести террористические акции на территории ФРГ, ирландский терроризм действовал в Великобритании, баски проводили теракты в Испании, в Москве терроризм рассматривали как маловероятную и неконкретную угрозу для своего государства.

Спокойному отношению к терроризму в СССР способствовали многие причины. Прежде всего, это железный занавес, который тогда существовал, отсутствие свободного сообщения между государствами. И конечно, достаточно сильный авторитарный режим, включая мощные спецслужбы и правоохранительные структуры, которые на каждый сигнал реагировали вовремя и не позволяли сделать так, чтобы в обществе почувствовалась внутренняя угроза.

Но ситуация изменилась с началом перестройки, в тот момент, когда стало понятно, что Советский Союз как государство в своем прежнем виде не сможет продолжать существование.

Конфликтные ситуации, которые возникли в это время в основном на национальной почве: события в Фергане (Узбекистан), где жертвами стали турки-месхетинцы, события в Сумгаите (Азербайджан) - конфликт между армянским и азербайджанским населением, практически гражданская война в Таджикистане - все это изменило взгляд на террор, на отношение к нему внутри страны.

Конфликты, сопровождаемые террористическими актами, в начале 1990-х гг. начали перемещаться на территорию Северного и Южного Кавказа. Причем они происходили как на территории России (осетино-ингушский конфликт), так и за пределами федерации - на территории Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха. Именно в этот период впервые появились политические требования националистов, ярко проявили себя наиболее радикально настроенные конфессиональные круги.

Тогда наряду с уже ставшими для нас привычными требованиями отделения от России, с сепаратистскими устремлениями мы впервые столкнулись с требованием мирового масштаба - о создании так называемого "всемирного исламского халифата". Этот же лозунг выдвигается и до сего времени Апь-Каидой.

Необходимо признать, что в России, в которой значительная часть населения исповедует ислам, в обстановке отсутствия политической воли и экономической нестабильности в 1990-х гг., в ряде регионов данный лозунг встретил определенную поддержку. Основная концентрация сил, нагнетавших напряжение и уже рисовавших карту, на которой территория "халифата" охватывала весь Северный Кавказ и Поволжье, осуществлялась в начале 1990-х гг. в Чеченской Республике.

Очевидно, что двигателем и организатором попыток создания "халифата" были не только чеченские экстремисты, но и целая группа международных террористов из разных стран. Уже тогда была получена информация о том, что на стороне чеченских боевиков воевали наемники более чем из 50 стран. Большинство было из государств Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии. Но были и представители немусульманских государств. Значительная часть из них прошла военную и политическую подготовку в лагерях Афганистана под руководством талибских инструкторов, которые обучали их ведению войны, диверсионному делу и идеологии радикального мусульманского толка.

Осознавая новые угрозы, изменения в отношении к терроризму происходили тогда и на международном уровне. В сентябре 2001 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 1336, которая изложила принципы отношения к терроризму стран-участниц ООН. Это была не простая работа, потому что, как известно, даже в определении слова "терроризм" международное сообщество не может достичь полного согласия еще со времен Лиги Наций. Вместе с тем постепенно, шаг за шагом создавалась система, которая, как представляется, сегодня позволяет достаточно успешно противостоять терроризму как глобальному явлению.

В сентябре 2005 г. последовала резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, которую вкратце можно было бы охарактеризовать как "суди или выдай другому". Смысл ее сводился к тому, что терроризм не может оставаться безнаказанным.

Сегодня угроза современного терроризма увеличивается кратно еще и потому, что современный мир, несмотря на глобальный технологический прогресс, объективно остается достаточно уязвимым.


СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ

В мире отмечается опасная динамика количественного роста и качественного совершенствования терроризма. Прежде всего, это проявляется в расширении географии и интернационализации терроризма как общемирового явления. Терроризм - это особый цинизм, жестокость и целенаправленная антигуманность. Террористы XIX - начала XX века были в основном одиночками, которые стреляли прежде всего в политических лидеров. Сегодня объекты террора совершенно другие. Это - мирные жители, дети, объекты культуры, места массового скопления людей, культовые здания. У современного терроризма другая цель - запугать все население.

Активно используются смертники. Причем если брать 2003-2006 гг., то количество шахидов возросло более чем в 20 раз. Урон в результате использования смертников самый большой. Достаточно сказать, что всего лишь 5% всех терактов, совершенных с использованием взрывчатки, осуществили шахиды, но количество жертв в этих случаях превышает 70% от их общего количества. Причем противостоять попытке теракта с использованием шахида-смертника очень сложно.

Терроризм беспощаден. Он настойчиво требует уступок, политических и иных компромиссов, на которые ни в коем случае идти нельзя. Переговоры с террористами возможны и необходимы только в одном случае: облегчить участь заложников и спасти их. Любые другие уступки только стимулируют развитие терроризма и вызывают еще более жестокие и наглые акции с его стороны.

В качестве примера можно привести кровавые теракты в Мадриде 11 марта 2004 г., в результате которых пострадали сотни человек из многих государств мира. Через две недели после них в Испании состоялись выборы, и правящая партия проиграла. Террористы немедленно приписали эту заслугу себе. Через несколько месяцев после терактов 11.3.2004 г. террористы захватили испанских заложников в Ираке и потребовали от испанского правительства вывода из Ирака около тысячи военнослужащих, которые участвовали в военных действиях. Испанское правительство такое решение приняло. После этого количество захватов заложников в Ираке увеличилось кратно.

Обращает на себя внимание дискуссия о роли Аль-Каиды, ведущаяся в экспертном сообществе и среди журналистов, которые занимаются проблемой терроризма. Некоторые утверждают, что Аль-Каида существует. Другие говорят, что Аль-Каида - это просто брэнд, которым прикрываются все другие террористические организации.

Без всякого сомнения, Аль-Каида - боевая организация, созданная в определенный момент, нужная определенным политическим силам для того, чтобы противостоять в Афганистане присутствию советских войск. Естественно, в то время она финансировалась определенными государствами, которые были в этом заинтересованы. В то время Аль-Каида была, прежде всего, боевая структура с определенными задачами, с прямым вертикальным подчинением.

Сегодня это, без сомнения, совершенно другая структура. В настоящее время европейский сегмент Аль-Каиды представляет собой разрозненную систему самоорганизующихся и саморадикализующихся ячеек. Но в силу своей этнорелигиозной специфики эти ячейки способны устанавливать между собой связи в любую минуту - как по горизонтали, так и по вертикали.

Следует заметить, что у Аль-Каиды появился и новый тезис, который используется в ее идеологии и успешно распространяется по упомянутым ячейкам. Наряду с идеей создания "всемирного исламского халифата" в качестве основной провозглашается так называемая "тактическая цель". Это - выдавливание американцев, их вооруженных сил, а также союзников США с национальных территорий, принадлежащих мусульманам, прежде всего, на Ближнем Востоке, а также в Центральной Азии.

Сегодня Аль-Каида успешно выполняет свою роль в качестве главного идеолога и, без всякого сомнения, главного спонсора международного терроризма. До сих пор она является самой крупной и самой богатой структурой среди террористических организаций. Но говорить о прямом управлении штабом Аль-Каиды всеми террористическими организациями мусульманского толка не приходится. По данным американских экспертов, непосредственно Аль-Каида, начиная с 2002 г., осуществила несколько десятков терактов, в которых погибло более 700 человек. Кстати, в этих терактах использовались 67 террористов-смертников.

Следует выделить и такую особенность современного терроризма, как попытки получить доступ к оружию массового уничтожения либо к его компонентам с целью шантажа и, не исключено, использования по прямому назначению. К сожалению, такая информация не просто имеется у спецслужб, но и, как известно, были уже конкретные акты применения отравляющих веществ. Сегодня нельзя достоверно говорить о наличии у террористов ядерного оружия. Но существует реальная опасность, что "грязная бомба" может быть сделана или куплена террористами.

Еще одно из направлений современного терроризма - кибертерроризм. Многие эксперты считают, что ущерб от информационных атак на телекоммуникационные системы, системы управления, базовые инфраструктуры государств по своим последствиям может быть соизмерим с применением оружия массового уничтожения.

Таким образом, угрозы терроризма глобальны и многообразны, изощрены и злонамеренны. Для противодействия им требуется, с одной стороны, объединение усилий всего международного сообщества, с другой - последовательное совершенствование национальной системы противодействия терроризму внутри страны.


Опыт обеспечения антитеррористической безопасности России позволя¬ет произвести конструктивные теоретические обобщения и программные построения в этой стратегически важной сфере деятельности.
Фото: Алексей МАТВЕЕВ

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

В силу своей многогранности, масштабности и сложности вопросы совершенствования антитеррористической политики Российской Федерации потребовали выработки и реализации долгосрочной общегосударственной (национальной) стратегии, базирующейся на научно обоснованном системном подходе. К сожалению, в 1990-х гг. меры государственных органов и общественных организаций в этой сфере деятельности далеко не всегда были последовательными, согласованными, зачастую импульсивными, не учитывающими многофакторность и динамизм терроризма.

Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" и Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" заложены основы единой государственной системы противодействия терроризму, образован Национальный антитеррористический комитет, сформированы Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

В результате достигнута новая ступень координации деятельности по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на всех уровнях - от федерального до муниципального. Повышена персональная ответственность руководителей органов управления за выполнение возложенных на них задач. Разработаны согласованные планы работы антитеррористических комиссий в субъектах России.

Для законодательного обеспечения предотвращения актов терроризма на территории России за последние несколько лет подготовлен ряд федеральных законов и международных соглашений. Они направлены на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера.

В результате этого в последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению количества террористических актов. Об этом свидетельствуют следующие показатели. В 2005 г. на территории страны было совершено 203 террористических акта, в 2006 г. - 112 (снижение на 44,9%), в 2007 г. - 48 (снижение на 57,1%), в первом полугодии 2008 г. - 3 (по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. (АППГ) снижение на 85,7%). При этом в 2006, 2007 и текущем году боевикам, несмотря на многочисленные попытки, не удалось совершить ни одного крупного террористического акта.

Вместе с тем терроризм по-прежнему остается одной из основных угроз национальной безопасности России. При этом особую опасность представляют транснациональные и трансграничные международные религиозно-экстремистские и террористические организации, которые не оставляют попыток распространить свое влияние в населенных мусульманами регионах нашей страны.

Одной из основных внутренних угроз безопасности России по-прежнему остается террористическая деятельность бандподполья, созданного в Северо-Кавказском регионе и совершающего свои преступления при непосредственном руководстве, участии и финансировании международными экстремистскими и террористическими организациями.

Именно очередные финансовые вливания из-за рубежа явились причиной обострения с весны текущего года оперативной обстановки в Северо-Кавказском регионе, которая характеризуется продолжающимся ростом террористической активности боевиков.

В первом полугодии 2008 г. в Южном федеральном округе со стороны боевиков совершено 294 обстрелов и подрывов в отношении представителей силовых структур и органов власти, что на 65% больше, чем за АППГ (178). В результате этого погибло 86 и ранено 206 сотрудников силовых структур (за АППГ - 50 и 134 соответственно). Наряду с этим погибло 36 гражданских лиц.

Таким образом, ситуация в ЮФО, связанная с террористическими и экстремистскими проявлениями, остается сложной и напряженной. Вооруженные нападения экстремистов на представителей органов власти и духовенства, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, а также похищения людей с целью получения выкупа делает их преступную деятельность еще более опасной, так как подрывает авторитет законной власти, порождает у людей неверие в способность государства обеспечить их безопасность и гражданские права.

Этому, в первую очередь, способствует деятельность спецслужб иностранных государств и международных террористические организаций, которые продолжают придерживаться линии по дестабилизации обстановки в Северо-Кавказском регионе, делая ставку на создание религиозно-экстремистского бандподполья.

Наряду с этим в Северо-Кавказском регионе активизируется работа зарубежных неправительственных организаций. Ими продолжается инспирирование антироссийских компаний, направленных на информационную поддержку лидеров бандподполья и создание на территории России управляемых извне зон национальных конфликтов.

Другими источниками и причинами, способствующими террористической деятельности боевиков и бандподполья, являются:

тяжелое экономическое положение значительной части населения, вызванное массовой безработицей (особенно среди молодежи);

активная пропагандистская деятельность бандгрупп и политических экстремистов при массированной поддержке из-за рубежа, способствующая распространению среди населения региона экстремистских взглядов;

низкая эффективность работы органов исполнительной власти при решении задач по борьбе с экстремизмом, высокий уровень коррумпированности государственных чиновников всех уровней, в том числе представителей правоохранительных структур;

криминализация общества;

проблемы обеспечения неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении преступлений террористического характера, связанные с рассмотрением уголовных дел по таким преступлениям в судах с участием присяжных заседателей;

проблемы законодательного закрепления ответственности лиц за использование информационно-коммуникационного пространства в экстремистских целях;

неэффективное решение задач по пресечению незаконного распространения (оборота) оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Что касается международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, то основным форматом участия России в нем остается ООН. Россия и далее будет прилагать все усилия для сохранения центральной координирующей роли этой организации в международном противодействии терроризму. Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной общепринятой международной стратегии. Ее основа заложена в резолюции № 1373 и других решениях Совета Безопасности ООН. Но сейчас требуются дополнительные усилия.


Терроризм по-прежнему остается одной из основных угроз национальной безопасности России.
Фото: Алексей МАТВЕЕВ

8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН консенсусом приняла Глобальную контртеррористическую стратегию ООН. Огромное преимущество данного документа в том, что он содержит согласованные позиции всех государств практически по всем приоритетным аспектам борьбы с терроризмом.

13 апреля 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН консенсусом приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма (МКБАЯТ). Россия ратифицировала Конвенцию 2 октября 2006 г. Впервые антитеррористическая конвенция выработана "на упреждение", т.е. до совершения подобных террористических актов с использованием ядерных материалов и других радиоактивных веществ. Это - первый универсальный договор, направленный на предотвращение "террористических актов массового поражения".

Следующий назревший знаковый шаг в укреплении международного антитеррористического законодательства - принятие Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.

Важнейшим европейским достижением в сфере антитеррора последнего времени стала выработка Советом Европы во многом новаторского антитеррористического документа - Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Документ эффективно нацелен на превенцию терроризма: пресечение подстрекательства к терроризму, вербовки и подготовки террористов.

Россия активно участвовала в разработке этого документа и первой его ратифицировала. Больше того, у нас принят пакет изменений в российское законодательство в связи с ее ратификацией.

Исключительно важным для Российской Федерации является укрепление регионального антитеррористического сотрудничества на пространстве ближнего зарубежья (в первую очередь в рамках СНГ, ОДКБ), а также в ШОС.

Выработанные в рамках СНГ базовые антитеррористические документы могли бы стать прочным фундаментом для наращивания совместных эффективных усилий в борьбе с терроризмом. Речь идет, в первую очередь, о Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г., Договоре о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств-участников СНГ 1999 г., Протоколе об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ 2002 г., Соглашении о мерах по контролю государствами СНГ международной передачи переносных зенитных ракетных комплексов "Игла" и "Стрела" 2003 г.

Важно сделать эти договоры реально работающими, обеспечить претворение в жизнь их положений, не выхолащивать (например, через оговорки при ратификации) цели и смысл этих договоров, ограничивая свое практическое участие в их выполнении.

Приоритетное значение имеет полная реализация Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма и соответствующей Программы борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 гг.

Весьма плодотворной в этой связи представляется идея повышения эффективности взаимодействия профильных структур СНГ, прежде всего Антитеррористического центра с Региональной антитеррористической структурой ШОС и ОД КБ.

Антитеррористическое взаимодействие в рамках ОДКБ требует особого внимания и стимулирования, поскольку именно государства-члены этой организации связаны между собой соответствующими договорными обязательствами по обеспечению безопасности.

Для практики антитеррористической деятельности, безусловно, очень конструктивным является двустороннее сотрудничество. В 2006-2007 гг. силовые структуры России активно взаимодействовали со 120 спецслужбами и правоохранительными ведомствами 76 стран мира, годом ранее такие контакты поддерживались со 104 соответствующими службами и органами 67 стран.


ПРОБЛЕМА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Существуют разные оценки в отношении объемов финансирования терроризма. Ряд экспертов считает, что на эти цели идет около 20 млрд. долл. США. Международный валютный фонд заявляет, что эта цифра составляет около 50 млрд. долл. США.

Опыт антитеррористических действий в Чеченской Республике неоднократно показывал, что когда у террористов заканчивались деньги, половина бандитов из лесов и с гор расходилась по домам. После поступления крупных денежных сумм численность бандитских группировок неизменно быстро возрастала.

После 11 сентября 2001 г. американские правоохранительные структуры, фискальные органы определили около 32 млрд. долл., которые, по их данным, могли быть использованы для финансирования терроризма, и наложили на них арест. Но к сегодняшнему дню из этого объема осталось около 150 млн. долл., по которым до сих пор идут судебные тяжбы. И, как правило, их выигрывает не государство. Как пошутил один из представителей американского конгресса: "Этот процесс напоминает попытку отловить две или три мелкие рыбешки, для чего предлагается спустить всю воду в Мировом океане".

Вскрыть, а тем более задокументировать и доказать операции с финансированием террористических организаций оказалось крайне сложно.

Откуда берутся деньги, которые идут на финансирование международного терроризма?

Прежде всего, следует вспомнить ряд международных организаций и фондов крайне радикального толка, чаще всего мусульманских. Рядом стоит и "спонсорство", в котором, к сожалению, участвуют богатые люди разных стран в своих личных или политических интересах. Кроме того, используются деньги, которые традиционно поступают террористам от транснациональной организованной преступности. Прежде всего, из таких преступных сфер, как наркобизнес, назаконный оборот оружия, похищение людей, рэкет и других.

Потоки движения наркотиков, прежде всего героина, удивительно совпадают с так называемой "дугой нестабильности" (проходит через Филиппины, Таиланд, Индостанский субконтинент, Пакистан, Афганистан, Центральную Азию, Иран, далее по Балканскому полуострову или северному маршруту на Ближний Восток и Европу), в которой происходит наибольшее количество террористических актов.

Но проблема может и должна решаться и в принципе ясно как. Прежде всего, необходимо совершенствование законодательной базы, которая позволяла бы государству конструктивно вмешиваться и создавать надежные барьеры финансированию террористов. Во-вторых, эти меры должны стать мерами не одной страны, а всего международного сообщества.


Необходимо всестороннее обоснование и формирование концепции и проекта отдельной федеральной целевой программы «Антитеррор».
Фото: Алексей МАТВЕЕВ

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И СВОБОДА СМИ

В свое время премьер-министр Великобритании госпожа Тэтчер как-то сказала, что гласность - это кислород терроризма. Террористы, захватившие заложников, зачастую требуют обеспечить их микрофоном, а потом уже заявляют о деньгах и политических требованиях.

Пример старый, но показательный: в 1975 г. в ФРГ группа леворадикального течения "Баадер-Майнхоф" захватила в качестве заложника политика и потребовала от правительства страны освободить своих сообщников, которые находились в тюрьме. Было принято политическое решение о том, что надо выдать находящихся в тюрьме бандитов. Однако террористы потребовали, чтобы весь процесс освобождения, сопровождения к самолету и ход по трапу освещался по телевидению. Каждый из освобожденных преступников получил возможность сделать политическое заявление и воспользовался этой возможностью, входя на трап. Как потом в итоге признались руководители западногерманского телевидения, на 72 часа они потеряли контроль над собственными СМИ.

Еще один пример - прямая трансляция событий, которые происходили вокруг "Норд-Оста" в России. Телевидение на тот момент во многом способствовало распространению лозунгов террористов, позволило им через СМИ играть на чувствах родственников заложников.

Пресса, конечно, не может быть просто ретранслятором событий. Журналистика живет по своим законам. Но профессионализм журналиста, его высокая гражданская ответственность должны заставлять его отделять право на получение и распространение информации от невольного пособничества терроризму.

Здесь надо отметить одну общую особенность. Активизация международного терроризма, с одной стороны, и необходимость специальным службам государств работать превентивно - с другой, объективно требуют ужесточения некоторых уже ставших, привычными для демократических стран норм, что, в сущности, не может не затрагивать права человека. Возникает своего рода коллизия. Государство вынуждено ограничивать общество и гражданина в правах для того, чтобы обеспечить основное право - право человека на жизнь.

Опыт обеспечения антитеррористической безопасности России позволяет произвести конструктивные теоретические обобщения и программные построения в этой стратегически важной сфере деятельности.

Думается, наиболее актуальные меры организационно-научного характера могут быть сведены к следующему.

Во-первых, настало время системно осмыслить и изложить теорию формирования государственной антитеррористической политики, включая понятийную основу, принципы построения, целевые установки, направления деятельности, индикаторы, основные компоненты национальной системы противодействия терроризму.

Во-вторых, сегодня на государственном уровне необходимо выстроить и своевременно корректировать политически выверенную, долгосрочную, целенаправленную стратегию антитеррористической деятельности, сочетающую меры оперативного и долгосрочного характера, определяющую сферы ответственности, задачи и формы взаимодействия различных ведомств и организаций (включая организации науки и образования), потребные ресурсы и направления их использования. Не последнее место в такой стратегии должны занять меры идеологического характера.

В-третьих, необходимо всестороннее обоснование и формирование концепции и проекта отдельной федеральной целевой программы "Антитеррор", включающей в том числе специальные исследования и разработки в этой сфере деятельности.

Время экстенсивного, зачастую запоздалого наращивания усилий по отдельным направлениям антитеррористической деятельности проходит. Формируется глубоко продуманная, научно обоснованная система.

Валентин Алексеевич Соболев
заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, генерал-полковник

Опубликовано 10 октября в выпуске № 5 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?