Концепции

Научная элита как основа успеха

Формирование и пестование творческой научно-технической элиты должно быть повседневной заботой руководства предприятий ОПК
В последнее время наметилась тенденция возрождения ведущих предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса. Государство начинает осуществлять все более объемные инвестиции в создание новейших образцов вооружения (или модернизацию существующих). Казалось бы, для оборонщиков наступают новые времена. Однако среди проблем оборонно-промышленного комплекса (находящих сегодня то или иное решение) есть одна, которая может свести к минимуму эффект даже от самых масштабных инвестиций. К таковой, безусловно, относится кадровый вопрос.

Статистические цифры, характеризующие демографическую ситуацию в ОПК, весьма тревожны. Средний возраст работников оборонной отрасли неуклонно стремится к пенсионному, а на ряде предприятий уже пересек этот рубеж. Причина - опытные кадры по естественным причинам уходят с предприятий. Замены (подчеркнем - достойной замены), способной создавать такие же великолепные системы вооружения, которые пока еще признаны во всем мире - нет. И с годами, если не будет найдено рационального решения, проблема кадрового потенциала будет только обостряться.

О ПРОБЛЕМЕ

Эта проблема сама по себе весьма многогранна. Она включает и кадры, так сказать, низового звена - рабочих, лаборантов, техников, рядовых инженеров. Эта часть кадровой проблемы в настоящее время в какой-то степени решается. Однако она может быть успешно решена только при условии инвестиций (государства и частных лиц) в воссоздание системы средних профессиональных учебных заведений. Кроме того, налицо должна быть целенаправленная деятельность государства по формированию достойного имиджа инженерно-технических работников.

Другая часть кадровой проблемы более сложна. Здесь речь идет о специалистах высшей квалификации, которых можно смело назвать научной элитой. Именно наличие такой элиты создавало на оборонных предприятиях предпосылки для создания систем вооружения мирового уровня (и часто даже превосходивших его). В 1980-х гг. каждое системообразующее оборонное предприятие СССР располагало целым созвездием крупных ученых, решавших уникальные научные, технические и технологические задачи, причем несмотря на дефицит элементной базы соответствующего качества, серьезное отставание в области вычислительной техники и т.д. Достаточно вспомнить имена академиков С. П. Королева, А. А. Расплетина, П. Д. Грушина, А. И. Савина, Б.В. Бункина, В. П. Ефремова, членов-корреспондентов АН СССР Г. В. Кисунько, А.Г. Басистова и многих других.

На научно-технических советах оборонных предприятий в рассмотрении вопросов участвовали десятки сотрудников - докторов наук. Число кандидатов наук составляло сотни. В ведущих фирмах существовало сразу несколько научных школ, каждая из которых сделала бы честь любому научному учреждению.

Где все это богатство теперь?

Лихие 1990-е гг. особенно больно ударили как раз по элитному кадровому потенциалу, разметали эти ценные кадры по коммерческим предприятиям. Да и годы берут свое. Поэтому кадровый состав предприятий существенно сократился. Причем часто уходили наиболее грамотные и активные работники. К тому же события 1990-х гг. разорвали отработанную предшествующими десятилетиями связь поколений, обеспечивавшую передачу опыта и знаний от старшего поколения молодежи.


Оборонка стремительно стареет.
Фото: Леонид ЯКУТИН

На многих предприятиях был утрачен гласный обмен опытом. Сошли на нет научно-технические конференции и семинары. Зачахли научные сборники. Исследования, направленные на перспективу, практически повсеместно были прекращены. Зачастую это определялось тем, что на должности, связанные с развитием научно-технического прогресса, попадали случайные люди, совершенно не готовые к этой кропотливой и ответственной работе ни по уровню собственной подготовки, ни даже морально.

Прямым следствием такого положения явились рост среднего возраста дипломированных ученых и резкое сокращение их числа. Активно действующих докторов наук остались единицы. С каждым днем их становится все меньше и меньше. Сегодня практически невозможно найти на оборонном предприятии доктора наук моложе 50 лет (в 1980-х гг. средний возраст докторов наук составлял 45-47 лет).

В настоящее время предметом гордости предприятия ОПК является тот факт, если на нем работает хотя бы 10-15 докторов наук. Число же кандидатов наук сократилось за последнее время, как минимум, в 10 раз. Дошло до того, что даже самые крупные, системообразующие оборонные предприятия испытывают серьезные затруднения при формировании диссертационных советов. Причина банальна - нехватка собственных ученых для работы в совете.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Какие возможны меры для привлечения молодых и талантливых специалистов, способных заменить пока еще существую научную элиту на оборонных предприятиях?

Материальные? Не всегда. Во многих коммерческих структурах денег платят намного больше. Рост же зарплаты на оборонных предприятиях, как правило, отстает даже от роста дороговизны.

Делать ставку на патриотизм? Но это до бесконечности делать нельзя. Так можно девальвировать основополагающие моральные ценности. Ибо эксплуатация духовных основ, не подкрепленная достойной материальной базой, способна сыграть отрицательную роль.

Где же выход? Его подсказывает многовековая история цивилизации человечества. Скорее всего, его нужно искать в сфере реализации интеллекта специалистов, в первую очередь, молодых. Нужно дать молодым людям заинтересованность в раскрытии и реализации их же таланта инженера, технолога, разработчика. Увлечь и развить интеллект молодых специалистов, воспитать их в духе научно-технического творчества.

В этой работе можно отметить ряд направлений. Первое - воспитание патриотизма молодежи, чувства гордости за работу именно на избранном предприятии, за сопричастность к его истории и делам сегодняшним. Второе - моральная и материальная поддержка молодежи, стимулирование работы, прежде всего творческой. Третье - социальная защита молодых специалистов. Четвертое - продуманная система профессионального роста молодежи, воспитания нового поколения научной элиты.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛИТЫ

Научную элиту предприятия составляет круг людей, освоивших ранее накопленный опыт, творчески его использующий, дополняющий собственными изысканиями. Это - неформальные лидеры, которые образуют фон (творческую базу), необходимый для формирования иерархической структуры разрабатывающего вооружение предприятия, его руководящего научно-технического звена.

Наличие элиты является необходимым условием реализации любых амбициозных проектов. Без этого творческого фона не будет ни необходимой технической политики, ни успешных проектных решений, ни, тем более, признания лидерства. Поэтому формирование и пестование творческой научно-технической элиты должно быть повседневной заботой руководства предприятий, основой их кадровой политики.

Кадровая политика по формированию научной и конструкторской элиты должна находиться под контролем научно-технической общественности и проводиться людьми, компетентными в научных и технических проблемах, причем не вообще, а в специфических для каждого предприятия областях.

Преемственность опыта - важнейшая задача предприятия и она должна стать одной из главных его забот. В условиях ежегодного планового и массового пополнения молодыми инженерами, как это было в прошлом, проблема была не столь остра. Она решалась естественным путем - приобщением молодых специалистов к делу, в ходе чего опыт передавался и осваивался. Сегодня, в отсутствии систематического притока молодежи, проблема стала существенно сложнее.

Не секрет, что основным носителем знаний являются научно-технические сотрудники старшего поколения, опыт которых отражен в выполненных разработках, лабораторных макетах и стендах. Поэтому именно они должны вновь стать руководителями научных школ, которые предполагают наличие учеников и их соответствующую научно-методическую поддержку со стороны руководителей.

По ряду обстоятельств, создание и пестование элиты дело не простое и в настоящей ситуации требующее неординарных решений. Преемственность знаний должна обеспечиваться научно-методическими материалами и документами. Эту нагрузку (в определенной степени) несут нормативные документы в виде стандартов, пояснительные записки, технические описания и т.п. Важнейшей научно-методической литературой являются монографии, связанные с анализом и обобщением разработок предприятия по самым различным отраслям науки и техники, предметным и проблемным областям.

Наиболее эффективным инструментарием являются НИОКР по основной тематике и перспективным технологиям проектно-производственных процессов.

Тематика НИОКР чрезвычайно разнообразна. Отчеты по проведенным работам должны аккумулировать опыт разработок, содержать предложения по перспективным тематическим направлениям будущих проектов и альтернативные варианты и версии их технических и технологических решений. И, наконец, из этой же области документирования опыта - статьи в научно-технических периодических изданиях и сборниках.


В 1990-х гг. была разорвана отработанная десятилетиями связь поколений, обеспечивавшая передачу опыта и знаний от старшего поколения молодежи.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Следует заметить, что отчеты по выполненным НИОКР, научно-технические статьи и монографии являются активным способом закрепления знаний и опыта и наилучшим образом содействуют формированию (созданию) научного потенциала и его носителя - научной элиты.

Активному восприятию опыта чрезвычайно способствуют научно-производственные семинары и конференции, которые могут проводиться как предприятием или группой предприятий, так и в виде секций на более широких форумах. Здесь есть много вариантов. Необходима лишь соответствующая финансовая и административная поддержка.

Компьютерные технологии и вычислительные сети позволяют оформить все научно-методические материалы в виде предметных, ориентированных на тематику предприятия баз знаний с соответствующей администрацией и правилами наполнения и доступа. Вопрос не ординарный, требует методических исследований, соответствующих инструментальных решений и необходимой поддержки.

Основу баз знаний составляют библиотеки типовых научно-технических решений и методических документов по уже проведенным работам, а также завершенные аналитические исследования по перспективным направлениям работ. Формирование баз знаний по этим аспектам является одним из главных результатов выполненных НИОКР и современной формой представления их результатов.


Сфера реализации интеллекта специалистов - одно из основных направлений возможной работы.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Особое место занимает патентно-лицензионная работа. Здесь в концентрированном виде аккумулируется все передовое, что обеспечило в свое время и может обеспечивать в перспективе то самое научно-техническое превосходство над конкурентами. Число полученных предприятием патентов и других охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности является одним из наиболее объективных критериев жизнестойкости предприятия, его готовности к созданию отвечающих самым жестким требованиям новых поколений систем и образцов вооружения с использованием новейших технологий.

Современное отечественное законодательство, кроме того, дает возможность повышения капитализации предприятий за счет включения имеющихся патентов на изобретения, на полезные модели и других юридически оформленных объектов интеллектуальной собственности в так называемые нематериальные активы предприятия.

Одним из основных путей создания научно-технической элиты является аспирантура. Научная деятельность аспиранта, от поступления в аспирантуру до защиты диссертации, должна находиться в поле зрения и под контролем соответствующей научной школы. Следует всеми мерами инициировать и поддерживать публичные выступления аспиранта, подготовку и публикацию им статей, участие в семинарах и конференциях.

Аспирант должен чувствовать свою сопричастность к науке, заинтересованность и доброжелательность научной среды. Его надо научить компетентно и доходчиво излагать свои мысли на бумаге (что далеко не так просто), выступать на малых и больших форумах. Для этого нужна практика, свой индивидуальный предметный словарь и метод изложения материала. Эти атрибуты ему необходимы как претенденту на ученую степень и ученое звание, и далеко не все это он умеет и знает. Во всяком случае, высшая школа ему этих навыков не дает. Первичный опыт он может получить только в аспирантуре при условии, конечно, соответствующих мотивации и контроля.

Работа по формированию научного лица предприятия предполагает ряд аспектов, в том числе широкого круга публикаций по актуальным научно-техническим проблемам, ведения активной пропаганды знаний, создания научных школ по профильным областям знаний. Важным в современных условиях является оформление знаний в виде распределенных сетевых баз знаний.

Необходимо систематическое проведение предприятием научно-технических семинаров и конференций, участие его специалистов, в первую очередь - молодежи, в конференциях и семинарах, проводимых и другими предприятиями.

Требуется активизация деятельности ученых и научно-технических советов и их секций.

Должен быть воскрешен опыт создания собственных (отечественных) автоматизированных систем проектирования и управления разработками, а также многое другое.

В становлении научной деятельности оборонных предприятий и воссоздании ими своей научной элиты вряд ли следует ожидать особой помощи от академических научных институтов и Высшей школы. Слишком специфичны и разнообразны проблемы оборонно-промышленного комплекса, от которых они очень далеки. Однако продолжать поддерживать и развивать отношения с организациями российской Академии наук и отраслевых академий, с Высшей школой - необходимо.

Имеющие огромный опыт и заделы перспективных исследований, организации целенаправленной подготовки молодых специалистов и специалистов высшей квалификации, высшие учебные заведения должны быть полностью востребованы оборонными предприятиями.

Отправной точкой этой работы должны стать существующие базовые кафедры вузов, уже много лет осуществляющие подготовку инженеров требуемого профиля для конкретных оборонных предприятий. Одновременно должны быть использованы и другие формы взаимодействия, начиная от защиты диссертаций в диссертационных советах вузов и институтов Академии наук и заканчивая их привлечением для решения наиболее сложных теоретических и практических вопросов создания перспективных систем и технологий.

Ряд отечественных системообразующих оборонных предприятий является признанными лидерами в области создания современных и перспективных систем и средств вооружения. Системы эти важны в стратегическом отношении, необычайно сложны и, как правило, базируются на широком комплексе научно-технических проблем.

Признание лидерства вполне закономерно и основано на десятилетиях успешной деятельности этих предприятий. Вехами на этом пути являются созданные образцы вооружения, которые при их принятии на вооружение не только не уступали зарубежным аналогам, но и во многом превосходили.

Признание лидерства - большая честь, вместе с тем ко многому обязывающая. Не следует думать, что кто-то придет и поможет, здесь следует полагаться на свой научный потенциал, свои научные и конструкторские школы, свои проектно-производственные технологии, отраженные в накопленном многолетнем опыте инженеров и ученых.

Исполнение сказанного не может выполняться в рамках текущей повседневной проектно-производственной деятельности и требует специального аппарата, возглавляемого руководителем научных работ предприятия, освобождённого от другой текущей работы, с полномочиями заместителя директора (генерального директора).

Главным содержанием деятельности аппарата руководителя научных работ (заместителя Генерального директора по научной работе) является управление воспроизводством научной элиты, которое включает два основных аспекта: формирование и документирование знаний; создание механизма передачи знаний.

Первый аспект предполагает инициирование и поддержку всех видов научной деятельности, отмеченных выше, с обязательным выполнением отчетов по НИР, издание монографий и журнальных статей, выполняемых, в том числе, и по заказу, и другие формы регистрации научных знаний.

Второй аспект (механизм передачи знаний) включает:

проведение учебно-методических мероприятий с обязательным формированием учебных пособий как в традиционных, так и в современных электронных формах в виде баз знаний с соответствующими методами сетевого доступа к ним;

подготовку аспирантов по актуальным для предприятия проблемам;

организацию НИР с широким привлечением не только ведущих ученых и опытных профессионалов, но и молодых специалистов;

проведение научно-методических конференций и семинаров;

выпуск и ведение периодических научно-технических изданий;

проведение и освещение работы диссертационных и научно-технических советов и их секций.

По-видимому, этот перечень можно дополнить и другими методами формирования интеллектуального потенциала предприятия, его главного ресурса в области создания наукоемкой продукции.

При расстановке приоритетов и реализации различных привилегий следует исходить из значимости научно-технической элиты как основы интеллектуального потенциала разрабатывающих подразделений, основного разработчика интеллектуального продукта предприятия.

Состав и благополучие научной элиты определяют авторитет и успех разработок предприятия. Финансовые, хозяйственные, административные и другие службы составляют его инфраструктуру и призваны создавать условия успешной проектно-производственной деятельности предприятия.

Эти критерии в прошлом были определяющими при становлении ведущих оборонных предприятий и в годы создания основных систем оружия. Привилегии касались оплаты труда и отпусков (и многого другого - как в распределении материальных благ, так и всевозможных поощрений). Подобное ранжирование приоритетов соответствовало деловому статусу предприятий и всего оборонно-промышленного комплекса, во многом способствовало их успешной многогранной деятельности. Об этом опыте расстановки приоритетов нельзя забывать.

Таков далеко не полный перечень проблем и мероприятий по формированию нового поколения научной элиты в обеспечение деятельности оборонных предприятий для выполнения поставленных перед ними задач.

Юрий Христофорович Вермишев
лауреат Государственной премии СССР и премии правительства РФ, доктор технических наук, профессор
Сергей Константинович Колганов
заслуженный военный специалист РФ, доктор технических наук, профессор

Опубликовано 22 января в выпуске № 1 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?