Библиотека

Зенитная неуправляемая ракета «тайфун»

Пожалуй, единственным образцом неуправляемого оружия, разрабатывавшегося ракетным центром в Пенемюнде, была зенитная ракета «Тайфун». Ее проектировала в конце войны группа специалистов общей численностью 135 человек (для сравнения можно отметить, что над проектом ракеты А-4 работали 1940 человек).

Конструкция ракеты соответствовала внедренной экспертами Люфтваффе новой методике борьбы с соединениями тяжелых бомбардировщиков противника: батареи 60-зарядных пусковых установок, способных запускать ракеты с радиовзрывателем с интервалом в 0,025 секунды (60 выстрелов за 1,5 секунды!) должны были буквально сметать с неба идущие плотным строем бомбардировщики.

Для обеспечения такой скорострельности первоначально планировалось снабдить ракету двигателем на твердом топливе, так как именно такой двигатель обеспечивал постоянную готовность ракеты к запуску и допускал ее длительное хранение в состоянии боеготовности на стартовой позиции.

Однако уже первые испытания твердотопливной ракеты, имевшей обозначение «Тайфун-Р», показали, что вследствие отклонения струи раскаленных газов, вызываемого выбрасыванием несгоревших частиц топлива (кордитного пороха), происходит недопустимо большое рассеивание ракет. По этой причине в окончательном варианте («Тайфун-F») использовался жидкостный ракетный двигатель, работавший на концентрированной азотной кислоте и бутиловом эфире.

Конструкция топливных баков была весьма своеобразной и не встречалась больше ни в одной немецкой ракете: цилиндрический бак с концентрированной азотной кислотой был вставлен в бак с бутиловым эфиром, что позволило отказаться от занимающих много места длинных трубопроводов.

Благодаря наличию защитных диафрагм, надежно изолирующих баки, заправленная ракета могла храниться достаточно долго. Подача компонентов топлива в камеру сгорания осуществлялась под давлением 25 атмосфер, возникающим при сгорании заряда кордитного пороха, размещенного в носовой части ракеты.

В момент запуска ракеты под давлением пороховых газов происходило разрушение диафрагм, и компоненты топлива поступали в камеру сгорания двигателя. Хотя камера сгорания не имела специальной системы охлаждения, она обычно выдерживала до пяти огневых испытаний, прежде чем ее приходилось заменять.

Форсунка камеры сгорания была снабжена клапаном регулировки подачи жидкой азотной кислоты, приводимым в действие давлением в камере сгорания. Немедленно вслед за поджатием жидкостей в баках бутиловый эфир начинал поступать в камеру сгорания с нормальной скоростью, но поступление азотной кислоты ограничивалось клапаном форсунки.

По мере повышения давления в камере сгорания клапан кислотного бака полностью открывался и обеспечивал повышение тяги двигателя до расчетной величины. Такое устройство гарантировало, с одной стороны, большую степень безопасности, а с другой - значительно более высокое начальное ускорение.

Использованный в ракете двигатель в течение 2,5 секунды развивал тягу 828 кгс, что позволяло ракете достичь высоты до 15 000 м. Таким образом, эта ракета представляла весьма серьезную угрозу для тяжелых бомбардировщиков, действовавших на больших высотах практически безнаказанно.

Для запуска ракет «Тайфун» фирма «Шкода» разработала 30-зарядную пусковую установку. В качестве базы при этом применяли лафет 88-мм зенитной пушки, благодаря чему обеспечивался круговой обстрел при больших углах возвышения.

Планировалось до сентября 1945 г. сформировать 400 батарей (по 12 пусковых установок в каждой) и изготовить соответствующее количество ракет. Предполагалось производить до 1,5 миллионов ракет в месяц, но в действительности удалось выпустить только 600, а к формированию зенитных ракетных частей «Тайфун» немцы так и не успели приступить.

Необходимо отметить, что параллельно с «Тайфуном» в Германии в конце войны велась разработка целой серии аналогичных ракет: «Торнадо» консорциума фирм «Рейнметалл-Борзиг» и «Рейнкинд», а также R Spr. Gr 4609 (вариант ракеты «Фен», класса «воздух-воздух») фирмы «Шнайдер АГ».

В конце войны они находились в различной стадии готовности и были захвачены войсками стран антигитлеровской коалиции в качестве трофеев.

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?