Библиотека

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» hs-298

Авиационная управляемая ракета HS-298 разрабатывалась фирмой «Хеншель» с 1944 г. и предназначалась для поражения четырехмоторных бомбардировщиков союзников. Основываясь на обширном опыте, накопленном при проектировании планирующих управляемых авиабомб с ракетным двигателем, инженеры фирмы в основу конструкции новой ракеты положили уже опробованную схему миниатюрного самолета со стреловидным крылом и разнесенным двухкилевым хвостовым оперением.

В конструкции фюзеляжа Hs 298 использованы детали, изготовленные штамповкой из листовой стали. В его верхней части находилась аппаратура наведения, а в нижней - ракетный двигатель. Радиовзрыватель и боевой заряд находились в носовой части фюзеляжа.

При общей длине ракеты 2,3 м размах крыла составлял 1,23 м. Консоли крыла имели толщину 5,72 см в торце и монтировались на одном трубчатом лонжероне. Спойлеры - каждый длиной 16,2 см - обеспечивали управление в горизонтальном полете, заменяя собой элероны.

Они приводились в действие электромагнитными механизмами, помещавшимися между плоскостями крыльев. Прямоугольное хвостовое оперение площадью 1290 кв. см и размахом 53,3 см имело еще два спойлера, заменявших здесь рули высоты.

На концах стабилизатора крепились неподвижные парные шайбы. В полете HS-298 развивала скорость порядка М 0,7-0,8. Ее стартовая масса была относительно велика и составляла 295 кг.

Для обеспечения высокой скорости полета ракеты был применен специально спроектированный твердотопливный ракетный двигатель с переменной тягой в полете. Быстрое ускорение в момент отрыва от самолета-носителя обеспечивалось усиленной тягой, но вслед за этим наступал период, когда тяга снижалась, увеличивая тем самым продолжительность полета снаряда.

Это достигалось тем, что топливным шашкам придавалась при отливке форма полого цилиндра, поверхность внутренних стенок которого покрывалась смесью кремнекислого растворимого стекла, асбеста и графита, а отверстие заполнялось быстросгорающим топливом.

Таким образом, после воспламенения заряда сгорание происходило очень быстро, и в течение периода продолжительностью около 5 с создавалась тяга порядка 150 кгс.

Затем следовал период замедленного сгорания основного топлива. Здесь уже тяга снижалась до 50 кгс, оставаясь постоянной в течение дальнейших 20 с полета. В среднем скорость горения составляла 1,27 кг/с, причем давление в камере сгорания поддерживалось на уровне 120 атмосфер.

Этот двигатель был сконструирован фирмой «Хеншель» и построен фирмой «Шмиддинг». Он имел официальное название «Шмиддинг» 109-543.

Наружный диаметр двигателя составлял 17,8 см, длина равнялась 81 см, его топливный отсек вмещал 51,7 кг топлива. Сопло было наклонено под некоторым углом к продольной оси снаряда (отличительная черта многих немецких ракетных двигателей твердого топлива), поэтому линия тяги проходила точно через центр тяжести снаряда. Надо отметить, что такая конструкция сопел довольно широко применяется и сейчас в некоторых реактивных снарядах.

Для радиокомандного управления с самолета-носителя ракета была оборудована системой «Кель-Штрассбург», основанной на использовании метода трех точек. Радиопередатчик самолета обеспечивал передачу сигналов управления на расстояние до 1,5 км, при этом дальность полета ракеты составляла до 5 км.

Боевая часть содержала 24,8 кг мощных взрывчатых веществ, подрыв ее производился неконтактным акустическим взрывателем.

Испытания HS-298 проводились в декабре 1944 г. При этом в качестве самолета-носителя был использован бомбардировщик Ju-88G, а впоследствии проводились эксперименты по запуску HS-298 и с борта истребителя FW-190. Бомбардировщик Ju-88G мог нести до 5 ракет, FW190 - 2.

По имеющимся сведениям, первые пуски были неудачными, имели место преждевременные срабатывания взрывателя, отказы системы управления и т.д.

Однако после доводки ракеты было достигнуто около 20% попаданий, что позволяло надеяться на достижение в будущем показателей, вполне приемлемых для запуска ракеты в серийное производство.

Удары союзной авиации по заводу ракетных двигателей сделали эти надежды несбыточными. В феврале 1945 г. работы по программе HS-298 были прекращены.

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?